Занятие по отработке навыков безопасного поведения обучаемых в чрезвычайных ситуациях техногенного характера возможных в регионе.
Цель: Контроль знаний, умений, навыков учащихся по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, развитие у школьников навыков общения.
Оснащение урока:
- карточки с заданиями,
- жгут,
- шина,
- бинты,
- газеты,
- палки,
- шарфы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка выполнения домашнего задания.
Выступление учащихся с сообщениями о ЧС техногенного характера возможных в регионе.
3. Урок проводится в форме игры. Класс разбивается на две команды, которым необходимо придумать себе название.
Выполненные задания на каждом этапе оцениваются по 1 баллу за правильный ответ. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Первый этап "Кто быстрее".
Кто быстрее за одну минуту даст больше правильных ответов.
Вопросы первой команде:
- Что называется чрезвычайной ситуацией? (неблагоприятная обстановка на определенной территории сложившаяся в результате опасного природного явления, стихийного бедствия, аварии или катастрофы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей.)
- Какой химический элемент необходим для горения? (кислород)
- Что относится к индивидуальным средствам защиты органов дыхания? (противогаз, респиратор,ватно-марлевая повязка, противопыльная тканевая маска)
- В чем главная опасность аварии на АЭС? (Заражение территории радиоактивными веществами)
- Какой объект является взрывоопасным? (Объект, на котором хранят, производят, транспортируют вещества, способные при определенных условиях взрываться)
- Каковы основные причины гидродинамических аварий? (Действие сил природы (землетрясения, ураганы, размыв плотин), износ и старение оборудования, воздействие человека (разрушение оружием, ошибки при проектировании)).
Вопросы второй команде:
- Что называется аварией? (Опасное техногенное происшествие, которое создает на объекте (определенной территории, акватории) угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и наносящее ущерб окружающей среде).
- В чем измеряется доза радиоактивного облучения? (в рентгенах)
- В чем состоит опасность аварии на объекте химической промышленности? (в заражении окружающей среды химически опасными веществами).
- Что относится к индивидуальным средствам защиты кожи? (Спецодежда, резиновая обувь, резиновые перчатки, общевойсковой защитный комплект).
- Каковы основные причины аварий? (нарушение требований безопасности, износ основного технологического оборудования и основных фондов, нарушение правил техники безопасности, снижение качества проведения работ по предупреждению аварий).
- Какой объект является радиационно опасным? (Производственный объект, на котором используются, хранятся и транспортируются ядерные материалы, а при аварии на нем может произойти облучение, радиоактивное заражение людей, животных и растений, а также загрязнение окружающей природной среды).
Второй этап "Подумай и ответь"
- Команды по очереди выбирают номера вопросов. За каждый правильный ответ балл, если команда не отвечает на вопрос, то ход переходит другой команде.
- Вопросы:
- Что такое аварийная ситуации? (неблагоприятная обстановка, возникновение угрозы для безопасной жизнедеятельности людей, нарушение нормальной работы объектов в результате их повреждения и отклонения от заданного режима работы).
- Какое вещество называют взрывоопасным? (вещество, которое может взорваться при определенных условиях (воздействие пламени))
- Что представляет собой зона радиоактивного загрязнения? (территория или акватория в пределах которой имеется радиоактивное загрязнение)
- Что такое МЧС? (Министерство по чрезвычайным ситуациям)
- Что такое площадь затопления? (размеры покрытой водой и прилегающей к реке местности во время разлива)
- Что понимается под эвакуацией населения? (комплекс мероприятий по организованному выводу и (или) вывозу населения из зоны чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечение эвакуированных в районы размещения)
Третий этап "Ты мне, я тебе"
Команды поочередно задают друг другу вопросы по действиям в различных ЧС. На обдумывание ответа 15 секунд.
Четвертый этап "Темная лошадка"
Вам на одежду попали капли кислоты. Что необходимо сделать? (снять одежду, обработать кожные покровы слабым раствором соды).
Для приготовления мясного блюда вам необходим 3 % -й раствор уксусной кислоты. Как правильно смешать воду с кислотой? (сначала в емкость нужно налить воды, а потом уксус)
Пятый этап "Выбери правильный ответ" (проведение теста)
1. Как действовать по сигналу "Внимание всем"?
а) надеть средства защиты и покинуть помещение
б) включить радио и прослушать информацию (правильно)
в) быстро направится в убежище
2. При аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора, вам угрожает опасность оказаться в зоне заражения. Вы живете на 1 этаже 9 этажного дома. Как вы поступите?
а) укроетесь в подвале
б) подниметесь на верхний этаж (правильно)
в) останетесь в своей квартире
3. Пары, какого из перечисленных веществ являются наиболее токсичными?
а) пары хлора
б) пары аммиака
в) пары ртути (правильно)
4. Воздействие, какого поражающего фактора ядерного взрыва может вызвать ожоги кожи, поражение глаз человека и пожары?
а) воздействие светового излучения (правильно)
б) воздействие проникающей радиации
в) электромагнитный импульс
5. Что такое дезактивация?
а) удаление радиоактивных веществ с поверхности одежды (правильно)
б) уничтожение отравляющих веществ
в) уничтожение болезнетворных микробов во внешней среде
6. При аварии с утечкой аммиака в качестве средств индивидуальной защиты вы решили применить ватно-марлевую повязку. Чем вы ее смочите?
а) 2% раствором нашатырного спирта
б) 2% раствором уксусной кислоты (правильно)
в) раствором соды
7. Что относится к индивидуальным средствам защиты органов дыхания?
а) специальный костюм
б) противогаз, респиратор, противопыльная повязка (правильно)
в) убежище, противорадиационное укрытие
8. При аварии на химически опасном объекте вам угрожает опасность оказаться в зоне заражения. В каком направлении следует покинуть эту зону?
а) по направлению ветра
б) на встречу ветру
в) перпендикулярно направлению ветра (правильно)
Шестой этап "Окажи помощь"
При возникновении чрезвычайной ситуации люди часто паникуют, что приводит к несчастным случаям. Необходимо оказать первую помощь пострадавшим, выбрать из предложенных предметов, те которые понадобятся для оказания первой помощи, свои действия прокомментировать.
Задание первой команде.
- Оказать первую помощь пострадавшему при переломе предплечья.
Задание второй команде.
- Оказать первую помощь пострадавшему при артериальном кровотечении из раны на плече.
Седьмой этап "Гонка за лидером"
Вопросы первой команды:
- Токсические вещества (яды)
- Прибор для измерения уровня радиации ( рентгенометр )
- Реакция окисления, при которой выделяется тепло и наблюдается свечение горящих веществ. (горение)
- Химический элемент, используемый на водоочистных установках. (хлор).
- Искусственное водоподпорное сооружение. (плотина)
- Прилегающая к водоему часть местности, затопляемая в случае аварии на гидротехническом сооружении .(зона затопления)
Вопросы для второй команды:
- Удушающий газ с запахом нашатырного спирта (аммиак)
- Прибор для обнаружения АХОВ (войсковой прибор химической разведки)
- Освобождение большого количества энергии за короткий промежуток времени. (взрыв)
- Газ с запахом тухлого яйца (сероводород)
- Объект вырабатывающий электроэнергию за счет высвобождения атомной энергии (АЭС)
- Территория зараженная ядовитыми веществами (зона заражения АХОВ)
4. Подведение итого урока.