Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы на стыке II и III тысячелетий, усиление социальных опасностей, крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Анализ причин потерь населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий приводит к выводу, что более, чем в 80% случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить стратегию своего поведения в чрезвычайной ситуации.
Особое место в ряду проблем, связанных с безопасностью человека, занимает наркомания, и, в частности, подростковая и юношеская наркомания.
В последние годы среди учащихся (не только в нашей школе, но и других школах России) появляются дети выходцев из стран ближнего зарубежья: Азербайджана, Армении, Киргизии, Казахстана и др. Они являются носителями других национальных культур. Национальных традиций, мировоззрений, менталитета, этических ценностей и других религий. Совместное обучение этих детей в русской среде влечет их постоянное общение с детьми из русских семей. Рост количества этих детей – нужно признать это – увеличивает вероятность конфликтов на национальной почве. Перспективы развития демографической ситуации в России пока, по крайней мере, на ближайшие десятилетия. Предполагают увеличение этого контингента и связанные с этим риски. Возможные в перспективе конфликты между русским населением и национальными диаспорами могут представлять серьезную угрозу безопасности и целостности России. В связи с этим все более актуальной становится задача обеспечения толерантного взаимодействия детей из русских семей и детей национальных диаспор.
Актуальной остается также проблема повышения мотивации у учащихся к учебной деятельности, как одного из факторов реализации государственного стандарта общего образования.
Таким образом, внимание автора концентрировалось на следующих проблемах:
- профилактика наркомании через формирование внутреннего неприятия наркотиков;
- формирование толерантного характера межличностного общения представителей различных национальностей;
- повышение мотивации к учебной деятельности у учащихся.
Специфика курса основ безопасности жизнедеятельности (кроме некоторых факторов) характеризуются многоаспектностью изучаемого материала и значительной вариативностью масштабов проблем безопасности: это чрезвычайные ситуации природного характера и межличностное общение, оказание элементарной первой медицинской помощи и психология поведения в криминогенной ситуации и т.д. Эта полиаспектность курса предопределяет и широкий диапазон педагогических технологий, используемых учителем. Во всяком случае, он должен быть таким.
Вместе с тем, существуют и масштабные проблемы, в направлении которых автором проводилась работа. Одна из них – наркозависимость.
По современным представлениям наркомания – заболевание, которое выражается на определенном уровне только при условии постоянного приема наркотического вещества и ведет к глубокому истощению физических и психических функций организма. Резкое прекращение приема наркотиков вызывает нарушение многих функций организма – абстиненцию. С течением болезни способность к эйфорическим ощущениям падает, и влечение определяется лишь потребностью в наркотике как необходимом условии относительно удовлетворительного физического и психического состояния. Чем сильнее эйфоризирующий эффект вещества, тем скорее наступает формирование привыкание.
Главная опасность – не столько в причинении физиологического вреда лицу, употребляющему наркотики, сколько в последующей деградации личности. Наркомания находится в тесной связи с преступностью. Часть преступлений совершается наркоманами в состоянии наркотического голода, но эти лица опасны и когда находятся под воздействием наркотиков.
Возникает вопрос: что, когда и как говорить учащимся о наркотиках?
Просвещение в данной области среди подростков представляет собой сложную проблему. Широкая популяризация сведений о наркотиках может оказать обратный эффект – пробудить у подростков нездоровое любопытство, стремление испробовать их действие на себе. С другой стороны, незнание вреда наркотиков, опасности пристраститься к ним, расхожие представления, что «от нескольких раз наркоманом не станешь», «когда захочешь – бросишь» и т.п. подрывают естественную осторожность от «уколов», формируют толерантность к влиянию пристрастившихся к наркотикам приятелей.
Говоря о вреде наркотиков для здоровья, нельзя не учитывать, что у значительной части современных подростков субъективная цена собственного здоровья невысока. Более действенным может оказаться страх стать безвольным рабом («шестеркой») в руках других членов группы. Но работа не должна сводиться к запугиванию, так как это может вызвать протестную реакцию. Нужно сделать так, чтобы опасения у подростка рождались сами по себе. Нельзя использовать неточную, а тем более неверную информацию. Подростки неизбежно узнают истину из других источников и со свойственной их возрасту категоричностью отметут и всю остальную, действительно верную информацию.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что основным элементом педагогической технологии на уроках по проблемам наркомании является обеспечение максимального эмоционального взаимодействия педагога и учащихся как необходимого условия эффективности урока по профилактике наркозависимости у подростков. Только включение эмоционального канала в межличностном взаимодействии с учащимися позволить добиться успеха. В этом заключается сущность эмоционально ориентированной педагогической технологии.
Универсального средства, способного удержать подростка от искушения попробовать наркотик – нет. Ведь это возраст, когда познается мир со всеми радостями и проблемами. Но можно раскрыть ученикам всю беспощадную правду о наркомании, которую получают дети в дошкольный период, в детском саду, в начальной школе и в среднем звене, несет слово – работает вербальный канал. Общение с родителями также осуществляется через слово. У подростка наступает психологическая усталость от этого канала информации, и, если ему говорить о вреде наркотиков на уроке, в беседе, на лекции – эффект может быть нулевым.
Но можно использовать другой канал, с которым у него связаны приятные ощущения – экран телевизора, на котором он часто и с интересом смотрит видеофильмы и видеоклипы. Только увидеть он должен на экране не лекции о вреде наркотиков, читаемые ровным голосом, а притон, где наркоман грязными руками, без всякой антисептики вкалывает себе наркотик в вену, на которой уже нет места от следов игл, увидеть, какие страдания приносит наркоману «ломка», увидеть наркомана на финишной прямой его жизненного пути, когда личность его уже распалась, и, может быть, увидеть с смерть. Разумеется, этому должен предшествовать ряд мероприятий: диагностическая работа, пояснительный комментарий, подготовленный совместно со школьным психологом.
Таким образом, концепция конкретно этой эмоционально ориентированной технологии включает принципы:
- Информация о наркомании через зрительные образы.
- Определенная «шоковость» сюжетов.
- Эмоциональная насыщенность комментариев педагога.
Такой урок помогает сформировать некоторый «психологический», эмоциональный иммунитет к наркозависимости, ее внутренне неприятие.
Второй проблемой, работу над которой автор считал целесообразной, является воспитание толерантного взаимодействия представителей национальных культур.
В школе в настоящее время обучаются представители различных национальностей: азербайджанцы, армяне, таджики, казаки, курды, грузины и др.
В связи с увеличением этого контингента в российских школах, и в нашей, в частности, конфликтной, деструктивная перспектива развития межличностных взаимоотношений несет в себе реальную угрозу безопасности России. Поэтому очевидна необходимость конструирования толерантных, дружественных взаимоотношений между представителями этих этнических групп, формирования атмосферы сотрудничества, взаимного уважения, терпимого отношения к недостаткам друг друга.
Под знаком этих идей и с учетом актуальности межнационального взаимодействия была разработана технология урока. «Толерантное взаимодействие национальных культур».
Урок начинается с комментария темы урока с выделения термина «толерантное взаимодействие», который пока не раскрыт учащимся, затем констатируется тот факт, что в нашей школе, в одном классе обучаются представители различных национальностей, носителей различных национальных культур. На следующем этапе учащимся рассказывают об особенностях своей национальной одежды (на примерах азербайджанской и русской), национальной кухни, музыкальных произведений с демонстрацией аудиозаписей азербайджанской и русской музыки. Комментарии педагога имеют целью задействовать эмоциональную компоненту. После этого констатируется различие этих культур.
На третьем этапе учащимся (азербайджанцам и русским) предлагается сформировать базовые устремления своих родителей. И когда оказывается, что в основных чертах они почти совпадают (мир, счастье детей, благополучие и стабильность), педагог придает этому факту статус открытия.
На заключительном этапе учащиеся подводятся к выводу, что все это возможно только в условиях мирного, толерантного общения, и раскрывается термин «толерантное взаимодействие».
Таким образом, в работе по таким социально значимым проблемам, как профилактика наркозависимости и формирование толерантного взаимодействия автор использовал педагогические технологии с элементами эмоциональной направленности.
Это направление деятельности обусловлено следующими обстоятельствами.
Эмоции выполняют важную роль в процессе общения. Это способ непосредственного, невербального выражения отношения к собеседнику, внутреннего состояния человека: гнева, доброжелательности, недоверия и т.д. Эмоции, выраженные внешне (жесты, мимика, интонация) – средство внушения, воздействия, влияния на слушателей. Эмоциональный аспект выступления оратора, учителя, адвоката обладает не меньшим внушающим эффектом, чем содержание и логика сообщения. Эмоции регулируют деятельность человека, сигнализируя о предмете деятельности и оценивая его. Они сигнализируют о благополучном или неблагополучном развитии событий с точки зрения потребностей и интересов человека. Через характер эмоций происходит мгновенная обобщающая оценка события, которая осуществляется часто раньше его рационального осмысления.
На основе оценки, производимой посредством эмоций, формируется побудительное свойство эмоции.
Эмоция как бы добавляется к реальному мотиву и усиливает его, стимулируя тем самым деятельность. Так, в состоянии радости, душевного подъема продуктивность работы многократно возрастает, и, наоборот, в состоянии апатии, скуки блокирует, угнетает деятельность.
Положительные эмоции – необходимое условие активности познавательного процесса, организуемого учителем на уроке. Интеллектуальные чувства (удивление, радость открытия, озарение, ощущение тайны) являются важной психологической составляющей познавательной мотивации. Без их возбуждения познавательный интерес гаснет.
Таким образом, эмоции – мощный союзник учителя в активизации процессов познания.
В условиях изменившейся парадигмы образование большое значение придается апробации и внедрению в учебный процесс инновационных технологий.
Автору близко понимание педагогической технологии как комплекса моделей обучения, применение и реализация каждой из которых может быть ситуационно мотивировано.
В качестве базовой была выбрана педагогическая технология на основе системы эффективных уроков А.А. Окунева, учителя средней школы № 526 г. С-Петербурга, заслуженного учителя РСФСР (Г.К. Селевко, Современные образовательные технологии, М. 1998 г.).
Особенности технологии
Основанные черты технологии результативного урока:
- Создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
- Применение разнообразного арсенала методов и средств обучения;
- Высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся;
- Объем и прочность полученных на уроке знаний, умений и навыков.
Обращение к эмоциональной сфере учащихся, ее активизация, имеет и другие позитивные последствия, обращенные в перспективу: ускорение духовного развития личности, нравственное взросление, формирование толерантного мировоззрения.