Тесты как измерительный инструмент используются в большинстве стран мира. Тесты оказываются значительно более качественным и объективным способом оценивания. Тесты позволяют соотнести уровень достижений учащихся по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем достижений учащихся в классе и уровнями достижений каждого из них. Тесты – объемный инструмент. Выполняя тестовую работу, каждый ученик использует знания по всем темам, изучение которых предусматривает программа. Тесты более мягкий инструмент, так как все учащиеся ставятся в равные условия, используется единая процедура и единые критерии оценки.
Тесты более широкий инструмент с точки зрения интервала оценивания. Можно отметить и гуманизм тестирования, который заключается в предоставлении равных возможностей, а широта теста дает возможность ученику показать свои возможности на широком поле материала. На сегодняшний день метод тестирования является как наиболее мощным, надежным и объективным при решении широкого спектра педагогических задач.
Предлагаемая мною на конкурс презентация предназначена для непосредственного применения в учебном процессе, для работы с учащимися. Предлагаю в данном варианте в разработанной мною электронной программе тесты по ОБЖ. Тесты взяты из различных источников. Программа и тесты прошли экспертную оценку и апробацию у преподавателей ОБЖ Чеховского и других районов Московской области. Они опубликованы журналом “Основы безопасности жизнедеятельности”.
Если говорить о методике использования тестов, то она очень разнообразна. Используя тесты можно осуществлять многие функции. Так в ходе обучения вы можете информировать учеников, доводить цифры, факты, подкреплять излагаемый материал данными из тестов. Возможен эвристический вариант, когда вы даете тест и возможные ответы. Ученики должны найти правильный ответ и объяснить, почему он верен, а остальные нет. Используя проектор и экран, вы можете вывести тесты на всеобщее обозрение и работать по конкретному заданию со всем классом.
Тесты хороши как средство по организации учащимися собственной
деятельности, как система обучающих заданий на их основе. Хорошо показали себя тесты при использовании их в процессе игры типа "Брейн-ринга", в школьной олимпиаде по ОБЖ., при проведении Дня защиты детей, дней здоровья, месячников по гражданской обороне, мероприятиях, посвященных Дню защитника Отечества, в соревнованиях юных пожарных, Дней безопасности дорожного движения, в конкурсах “Папа, мама и я – дружная семья” и даже при проведении турслетов и игры “Зарница”. Они дают возможность индивидуализировать задания. Школьники могут их использовать для самоконтроля.
Тесты позволят вам более объективнее оценивать знания учащихся в ходе промежуточного и итогового контроля. Потом, если учесть, что в четверти по ОБЖ в классе 7-10 уроков и 20-30 учеников, то тесты помогут нам значительно увеличить накапливаемость отметок.
В программе тестовые задания закрытого вида и по типу задания это тесты альтернативных ответов, множественного выбора, восстановления соответствия и восстановления последовательности.
Задания в тестах просты и понятны. Они предлагают школьнику выбрать правильный ответ из нескольких вариантов, указать признаки, проставить очередность или правильность действий, соотнести названия и функции и т.д. В основе своей тесты носят когнитивный характер. И валидность по содержанию является основным видом для предлагаемым мною тестов по ОБЖ.. Инструкция по пользованию тестами проста и понятна. За 2-3 минуты обучения ученик уже сомостоятельно начинает пользоваться программой.
Автор старался включить в тесты изучаемый в средней школе материал по программе ОБЖ с 5 по 11 классы по нарастающей. Вопросы отдельных тестов выходят за рамки объема программы и несут школьникам дополнительную информацию и знания. В конечном итоге каждому преподавателю решать какие тесты и в каком классе можно и нужно использовать.
Тесты или практические задания заложены в мною созданные электронные компьютерные программы: одна – учебно-тренировочная, другая – проверочная по типу ЕГЭ. В ходе проверки домашнего задания два ученика по очереди вызываются к контрольному компьютеру. Они решают конкретные практические задания обычно их – 7. Программа сама оценивает и выставляет отметки школьнику за знания ОБЖ и терминов
Два ученика на другом компьютере выполняют задание по словарной работе. Здесь компьютер тоже оценивает и выставляет отметку. Программа рассчитана на следующие параметры выставления отметок: менее 50% правильных ответов ставит “2”, “3”-50-70%, “4” – более70-менее 85%, 85% и более – отметка “5”.
Учащиеся, которые сдают мне свои тетради на проверку, работают на четырех компьютерах в учебно-тренировочном центре. Здесь электронная программа составлена так, что позволяет запоминать правильные ответы и тренироваться в выполнении практических заданий и с терминами. Ученик не может перейти к другому тесту, если ответ неправильный.
По программе учебного курса для каждого класса мною разработаны и подобраны из различных источников тесты и словарь терминов. Тесты помогают осуществлять функции обучающую, информирующую, самоконтроля и, конечно, проверочную. Уважаемый читатель может с ними познакомиться в журналах "ОБЖ". Термины для удобства и доступности сведены в словарь терминов для каждого класса в отдельности по очередности, в которой они встречаются в учебнике. У ученика они всегда под рукой и ему не нужно, если забыл, пролистывать весь учебник, чтобы вспомнить значения и смысл слов. Заучивая определения, ученик повышает свой словарный запас и изучает язык общения на уроках ОБЖ.
Опыт использования тестов и тестовой электронной программы показал их действенность, эффективность в деле обучения учащихся. Школьники с удовольствием работают с ними. Но я бы хотел предостеречь учителей от чрезмерного использования тестирования учащихся. Тестирование нужно рассматривать только лишь как одно из средств нашей с вами работы. Нельзя подменять тестированием всю систему оценивая знаний учащихся.
Успехов всем вам в работе, в творческом поиске!