Пояснительная записка
Экскурсии – это важное дидактическое звено в педагогическом процессе, позволяющее учащимся получить конкретные представления и понятия о природе, морфологии, биологии и экологии, помогающие осмыслить взаимосвязи организма со средой, глубже проникнуть в окружающий мир, лучше понять его. Обучая детей умению вести наблюдения, сравнивать объекты природы (устанавливать признаки сходства и отличия), я воспитываю и развиваю их мышление, ибо известно, что логика природы самая наглядная и доступная для детей.
Но в условиях учебного процесса не всегда можно позволить организацию экскурсий в течение всего учебного года, поэтому я постаралась смоделировать экскурсию, не выходя из кабинета, с учетом возможностей мультимедиа.
Цель курса: формирование навыков безопасного поведения в лесу.
Для того чтобы работа учащихся не ограничивалась только пассивным наблюдением, я разработала «рабочие тетради» и задания для закрепления материала.
Для учащихся 6 класса составлены экскурсии и методические рекомендации по их проведению по темам:
- Знакомство с природой родного края (определение деревьев, грибов, растений по рисунку, описанию) (Приложение 1, Приложение 2);
- Поход «Робинзонов» (подготовка к походу, правила поведения на природе, сооружение макета временного жилища);
- Ботаническая экскурсия (лекарственные растения, съедобные и ядовитые растения и грибы).
Содержание курса
(25 часов, резерв – 2 часа)
Тема 1. Знакомство с природой родного края (8 часов).
Правила юного натуралиста. Определение деревьев, грибов, растений по рисунку, описанию. Правила юного грибника. Ядовитые грибы. Первая медицинская помощь при отравлении грибами. Экстремальные ситуации, связанные с пребыванием в лесу.
Практические работы: Работа с гербариями, справочниками, определителями растений. Составление карт, защита рефератов «Растения нашего края».
Тема 2. Правила поведения на природе (7 часов).
Правила поведения в лесу. Подготовка к походу. Одежда и обувь, необходимые «мелочи». Сооружение временных укрытий. Азбука выживания в лесу.
Практические работы: Сбор рюкзака. Создание макетов временных укрытий. Составление «Азбуки выживания».
Тема 3. Ботаническая экскурсия (7 часов).
Лекарственные растения. Правила сбора и сушки. Группы лекарственных растений. Съедобные и ядовитые растения. Правила приготовления блюд в условиях автономного существования.
Практические работы: работа с гербариями и определителями. Работа со справочниками, составление «лесных меню».
Тема 4. Защита проектов и исследовательских работ (3 часа).
Список рекомендуемой литературы
- Архипова Н.П. Окрестности Свердловска. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1981.
- Иванова Р.Т. Дикорастущие съедобные растения. Казань, 1988.
- Иванова Т., Путинцева Л. Лесная кладовая. Тула: Приокское книжное издательство, 1993.
- Капорейко О.П. Справочник грибника и ягодника. Екатеринбург: У-Фактория, 2001.
- Сурина Л.Н. Травы целебные. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1991.