Женщина – жемчужина,
Здоровая женщина – счастливая семья,
Продолжение рода человека.
Пояснительная записка.
Программа предназначена для проведения профилактической работы среди девочек и девушек – подростков. Идея создания программы подсказала неблагополучная ситуация в нашей школе с выявлением ранней беременности у девушек – подростков, а также венерических заболеваний у молодежи села. В период выраженного демографического спада, переживаемого Россией, здоровье девочек приобретает особую ценность как демографического потенциала общества.
Дети остаются предоставленные сами себе и той информации, которая на них обрушивается с экранов телевизоров, рекламы, журналов, газет и интернета, пропагандирующих секс. Девочки не подготовлены к взрослой жизни, им очень трудно ориентироваться в жизненных ситуациях, с которыми им приходится сталкиваться. Ранняя половая жизнь негативно сказывается на физическом, духовном и нравственном здоровье девочки, а иногда приводит к бездетности. Здоровье девочки, закладывается в период полового созревания, насколько этот период будет отвечать нормам, правилам гигиены настолько здоровой, счастливой будет будущая женщина – мать.
Половое воспитание является трудной и сложной задачей, поскольку сочетает в себе элементы морального, этического и гигиенического воспитания.
Данная программа является одним из разделов полового воспитания в курсе биологии «Человек и его здоровье».
Анатомо-физиологические особенности женского организма, особая роль женщины в обществе диктуют необходимость рассмотрения вопросов полового воспитания девочек отдельно.
Именно поэтому я решилась на создание программы для девочек 7 – 9 классов, которая надеюсь, поможет девочке – подростку понять, происходящие с ней изменения и пройти период взросления с наименьшими психологическими потерями. Сформировать у девочек и девушек – подростков ответственное отношение к своему репродуктивному здоровью. Создать у них мотивацию на сохранения целомудрия и осознанный подход к интимному вопросу ради будущей благополучной и счастливой семьи.
Программа разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития детей и подростков и возрастных особенностей восприятия знаний. Через реализацию данной программы обеспечивается половое воспитание девочек – подростков.
Цель: воспитание гигиенической и духовной культуры у девочек и девушек, обучение навыкам, способствующим сохранению и укреплению репродуктивного здоровья.
Задачи:
- Дать необходимые знания об анатомо-физиологических и психологических особенностях женского организма.
- Вооружить необходимыми знаниями о профилактике венерических болезней и о мерах по предупреждению ранней беременности.
- Сформировать бережное отношение к своему здоровью с позиции нравственно – этических норм поведения.
- Обучить гигиеническим навыкам, способствующим сохранению и укреплению репродуктивного здоровья.
Содержание программы:
Название и характеристика раздела | Рекомендуемый возраст | Количество часов. |
1. Гигиена девочки | 10 – 12 лет | 8 |
2. Важно и жизненно | 12 – 15 лет | 4 |
3. Все от А до Я | Старше 15 лет | 5 |
1. «Гигиена девочки»: раскрывает особенности развития девочек 10-12 лет, дает общие представления о строении женской репродуктивной системы. Содержит рекомендации по гигиене тела, обуви и одежды, гигиена питания и психогигиене, закаливание, предупреждение гинекологических заболеваний у девочек.
2. «Важно и жизненно». Показывает анатомно-физиологические изменения, происходящие в организме девушки в переходном возрасте 12-15 лет. Рассматривает основные этапы полового созревания: последовательность развития вторичных половых признаков, первая менструация. Дать ответы на самые распространенные вопросы девушек – подростков о менструальном цикле.
3. «Все от А до Я» предназначен для девушек старше 15 лет. Освещаются вопросы окончательного созревания женской репродуктивной системы. Заостряется внимание на главных духовных ценностях человека – уважении и любви. Раскрывает проблемы, возникающие при небрежном отношении к своему репродуктивному здоровью (нежелательная беременность, аборты, инфекции передающиеся половым путем, психологические травмы).
Методы:
- мозговой штурм;
- групповая дискуссия;
- индивидуальные беседы;
- диагностический;
- объяснительно-иллюстративный;
- эвристический;
- словесный;
- проблемный, частично-поисковый;
- информационно-рецептивный;
- энергизаторы.
Энергизаторы – это короткое физическое упражнение средство для преодоления спада энергии, оживляет активность группы.
Основные принципы программы:
- проблемности;
- самостоятельности;
- прагматичности;
- принцип творческого исследовательского подхода к решению проблемы;
- мозговая атака;
- деятельностный.
Планируемые результаты.
Учащиеся должен знать:
- анатомно-физиологические изменения девочек в переходном возрасте;
- строение женской репродуктивной системы;
- соблюдение режима дня для правильного развития организма и становления менструальной функции ;
- вредные привычки и здоровье женщины несовместимы;
- проблемы при небрежном отношении к своему репродуктивному здоровью (нежелательная беременность, аборты, инфекции передающиеся половым путем, психологические травмы);
- об инфекционных заболеваниях, которые передаются половым путем и их последствия в репродуктивной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать личную гигиену девочки; интимную гигиену девушки;
- следить за осанкой, заниматься утренней зарядкой, посещать секции, способствующие формированию красивой фигуры и здоровью;
- соблюдать правила закаливания для укрепления здоровья;
- ухаживать за телом, волосами, ногтями, лицом, зубами, ногами;
- подбирать правильно одежду, обувь по сезону для сохранения здоровья;
- управлять своими эмоциями и быструю смену настроения в период полового созревания у девочек;
- составлять меню рационального и сбалансированного питания в период полового созревания;
- противостоять вредным привычкам: курению, алкоголю и наркотикам.
Программа способствует развитию следующих компетенций:
- Общекультурная компетенция (роль науки в жизни человека, компетенция в бытовой сфере)
- Учебно-познавательная компетенция (элементы логической, обще-учебной деятельности, анализ, рефлексия, самооценка)
- Информационная компетенция (поиск и анализ необходимой информации)
- Коммуникативная компетенция (навыки работы в парах, в коллективе)
- Ценностно-смысловая компетенция (материалистическое мировоззрение)
- Ценностно-нравственная, духовная компетенция будущих поколений.
Тематический план элективного курса «Жемчужина Вселенной».
№ | Название темы | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1. « Гигиена девочки» | |||
1 | Введение знакомство с курсом «Жемчужина Вселенной» | 1 | |
2 | Правильная осанка – залог красивой фигуры и здоровья девочки. | 1 | |
3 | Уход за кожей и волосами девочки. Практическая работа «Определение типа кожи лица» | 1 | |
4 | Правила ухода за телом. | 1 | |
5 | Одежда и здоровье девочки. | 1 | |
6 | Психоэмоциональное состояние девочек. Психологический тренинг «Как преодолеть плохое настроение?». | 1 | |
7 | Закаливание организма в укреплении здоровья девочек. | 1 | |
8 | Правильное питание – залог здоровья и красоты девочек. Практическая работа «Составление суточного рациона питания для девочки». | 1 | |
2 . «Важно и жизненно» | |||
1 | Строение и функции женской репродуктивной системы. | 1 | |
2 | Основные этапы полового развития девушки | 1 | |
3 | Гигиена девушки | 1 | |
4 | Вредные привычки и их влияние на здоровье девушки | 1 | |
3. «Все от А до Я» | |||
1 | Половое созревание девушки. | 1 | |
2 | Влюбленность и любовь? | 1 | |
3 | Профилактика венерических заболеваний для сохранения здоровья девушек. | 1 | |
4 | «Я – Жемчужина Вселенной!»Выступление акушерки Новозаганской ФАП Кравцовой Надежды Дмитриевны | 1 | |
5 | Творческое занятие защита буклета «Жемчужина Вселенной» | 1 | |
Итого: | 13 | 4 |
Методические рекомендации по проведению занятий.
1. «Гигиена девочки».
Занятие 1. Введение «Жемчужина Вселенной».
Цель: Познакомить с великими именами женщин. Женщины в истории – биографии знаменитых женщин. Роль женщин в современном обществе.
Форма: Лекция, беседа, диалог.
Методы: частично-поисковый, проблемный.
Формы организации: индивидуальная, фронтальная.
Предварительная подготовка к занятию: необходимо подобрать и подготовить сообщения по теме «Биографии знаменитых женщин»
Политика: Нефертити, Феодора, Княгиня Ольга, Марфа-Пасадница.
Военное дело: Жанна д'Арк.
Религия: Феодосия Морозова.
Наука: Математика – Софья Ковалевская, Физика – Мария Складовская-Кюри.
Космонавтика: Валентина Терешкова.
Парфюмерия: Шанталь Рооз.
Спорт: Раиса Сметанина, Ирина Роднина.
Искусство: Скульптура Мадам Тюссо.
Кино: Софи Лорен.
Музыка: Анна Герман.
Мода: Коко Шанель.
Ход занятия
1. Проблема: Почему девочку, девушку и женщину можно назвать – Жемчужиной Вселенной?
2. Вступительное слово учителя.
Женщины – это самые прекрасные, милые, слабые существа, которые населяют нашу планету. Они обладают женственностью, которая пленяет и удивляет вторую половину человечества.
Женственность – это собирательная характеристика личности. В это понятие входят также качества женщины, обусловленные её важнейшей биологической и социальной функцией – быть матерью, быть хранительницей своего очага. Поэтому женственность характеризуется рядом качеств, которые присущи только прекрасной половине нашего общества. К ним мы относим и чуткость, и умение общаться, и способность сопереживать и понимать другого человека, и то же самое женское обаяние. Эти качества ценились в женщине во все времена, и каждая девушка должна раскрыть это богатство в своей личности.
Сейчас ваш возраст 12, 13, 14.Вы уже девочки- подростки. Это значит, что у вас начался новый период в жизни, связанный с глубокими изменениями в организме.
Вы, наверное, и сами заметили в себе перемену. Обратили внимание на то, что другим стал твой характер. Почему-то иногда бывает плохое настроение, хочется плакать. А вчера кто-то резко ответил бабушке и стало стыдно за свой поступок. В последние годы вы очень выросли и стали немного нескладными. Длинными стали руки и их некуда девать. Очень быстро выросли ноги. А у некоторых твоих подруг стал некрасивым нос, и появились прыщики на лице.
От быстрых перемен, происшедших в твоем организме, ты подчас не узнаешь себя. Стали часто смотреться в зеркало, появилось желание изменить прическу, тебе стали нравиться нарядные платья и очень хочется поскорее стать взрослой и красивой. И, наверное, вы не раз задумывалась о своей внешности, сравнивая себя с другими девочками.
Что же происходит с вами? С чем связаны эти перемены в характере, внешности, интересах?
«Переходный возраст» – это такой период жизни, когда действительно происходит переход от детства к юности. И у вас наступил этот период, связанный с изменением с изменением деятельности желез внутренней секреции.
Пройдет еще два-три года, пока наступит гармония в деятельности организма, станут совершенными пропорции твоего тела, каждая из вас станет по-своему красива.
Истинная красота – это не только красивая внешность, но и нравственная чистота, одухотворенность в сочетании с чистоплотностью и опрятностью, хорошей осанкой, пластичностью и мягкостью движений, умением владеть своим телом.
3. Выступления учащихся с сообщениями «Биографии знаменитых женщин».
Выводы: И так взросление называется фаза жизни, содержанием которой является переход взрослому возрасту.
Следовательно, половое созревание охватывает в большей степени телесную, а взросление - психологическую сторону развития девочки.
Занятие 2: Правильная осанка- залог красивой фигуры девочки.
Цель: Дать представление о красивой фигуре, которая зависит от правильной осанки. Предложить комплекс упражнений для формирования красивой осанки.
Метод: частично-поисковый, проблемный.
Форма организации: Индивидуальная, отработка навыка выполнения физических упражнений для осанки.
Оборудование: плакат « правильная осанка», диск с физическими упражнениями «Суставная гимнастика»
Ход занятия
1. Проблема: Почему девушки подиумов имеют красивую фигуру? Можно ли усовершенствовать свою фигуру?
Вопрос: Что же такое осанка?
Осанка – это положение человека стоя или сидя. Осанка может быть правильной или неправильной, и какой она станет, будет зависеть от тебя самой.
При правильной осанке человек, стоя, держит прямо тело и голову, слегка отведя плечи назад и выставив вперед грудь, живот подтянут.
Для того чтобы тебе легче было понять, что такое правильная осанка, встань спиной к стене (у которой нет плинтуса) или к двери так, чтобы касаться ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и кончиками мизинцев опущенных и прижатых к телу рук. Попробуй встать так и ты увидишь, какой стройной станет твоя фигура. Ты скажешь, что трудно так долго держаться! Да, сначала трудно. Но если ты будешь помнить об этом постоянно и будешь вырабатывать осанку, такое положение тела станет для тебя привычным. А для этого советую тебе ежедневно первые 6-7 дней становиться у стены (или двери) и стоять в этом положении 5-7 минут, чтобы запомнить и привыкнуть к этому положению тела.
Вопрос: Что нужно делать, чтобы выработать правильную осанку?
Если следить за осанкой, такое положение тела станет привычкой. Правильная осанка не дается нам от рождения: это условный рефлекс и его надо выработать. Чтобы было легко держать тело прямо, нужно развить крепкий «мышечный корсет». А для этого необходимо заниматься физической культурой.
О положении тела нужно помнить и при ходьбе, и во время приготовления уроков. Последи за собой, как ты сидишь. Если спина сгорблена, одно плечо опущено, другое поднято, а голова наклонена к самому столу, то ни о какой осанке не может идти речи. Если такая осанка станет привычкой, то может развиться сутулость. Грудная клетка сузится, углы лопаток начнут оттопыриваться, живот выпятится вперед. А это может привести к искривлению позвоночника, нарушению работы сердца и легких, а фигура становится очень некрасивой.
Энергизатор: Чтобы иметь красивую осанку, делай эти упражнения (учитель показывает упражнения, делает вместе с детьми):
1 упражнение: Потянуться 6-8 раз, не торопясь.
2 упражнение: Сделать круговые движения руками, 4-8 раз.
3 упражнение: Отвести руки и ноги назад, 4-8 раз.
4 упражнение: Повернуться в стороны, 4-6 раз.
5 упражнение: Наклоны в стороны, 4-6 раз.
6 упражнение: Сделать круговые движения туловища, по 3-4 раза в каждую сторону.
7 упражнение: Присесть, широко разводя колени и руки в стороны. Туловище и голову держать прямо, плечи отвести назад, сближая лопатки. Повторять упражнение 3-5 раз.
Вопрос: О чем еще нужно знать, чтобы иметь красивую осанку?
1) Помнить о кальции, который нужен растущему организму, как цемент - строящемуся дому. Все молочные продукты богаты кальцием, поэтому надо каждый день употреблять творог, сыр, молоко или кефир. В период активного роста может быть недостаточно только молочных продуктов, поэтому рекомендуем препараты, содержащие кальций и витамин Д3, например: « Кальций Д3 Никомед» или « Витрум – кальциум» по 1-2 таб в день.
2) Очень полезны художественная гимнастика и фигурное катание, которые способствуют формированию грациозной фигуры, хорошей осанки, воспитывают ритмичность и изящество движений. Из спортивных игр самыми полезными являются волейбол, баскетбол, малый теннис. Эти игры, особенно баскетбол, обеспечивают гармоническое развитие тела.
Занятия спортом не только не будут мешать учёбе, а наоборот, придадут тебе больше сил и энергии. Ты будешь меньше уставать.
3) Если правильно осанке мешают боли в ногах, утомление
При ходьбе или беге. Это бывает связано с развитием плоскостопия. Плоскостопие – неправильное строение стопы, у которой слишком низкий свод. Для укрепления свода стопы и предупреждения плоскостопия очень полезно ходить босиком по неровной поверхности (гальке, камушкам, песку), плавать и выполнять следующие упражнения: ходить на носках, не сгибая колени, высоко поднимать ноги, затем на пятках, высоко поднимая пальцы; медленно перекатываться с носков на пятки. Очень полезны упражнения с шариком. Захватить шарик пальцами левой ноги и перекатить его за правую ногу, то же сделать правой ногой. И так чередовать. С шариками же можно делать и другое упражнение – зажать их пальцами и ходить с ними на наружных сторонах стоп.
Каждое из этих упражнений следует повторять по 4-5 раз.
Девочкам, имеющим признаки плоскостопия, нельзя носить сандалии и «чешки» – спортивные тапочки, нужно ходить в туфельках с небольшими каблучками. Многие девочки спрашивают, какие упражнения способствуют развитию икроножных мышц? Наиболее эффективными являются упражнения «полуприседания» и «ходьба на носках».
1 упражнение: Полуприседания: встань прямо, носки врозь. Поднимись на носки, затем немного присядь (колени врозь). Снова поднимись и опустись на всю ступню. Упражнение следует повторить 20-30 раз.
2 упражнение: Ходьба на носках: как можно выше приподнимись на цыпочках и иди, не сгибая ног в коленках. Сделай 40-50 шагов. Эти упражнения следует делать ежедневно не менее 5-6 месяцев.
Детский врач – ортопед принимает в г. Улан-Удэ в Детской республиканской больнице по адресу: проспект Строителей 2, телефон регистратуры 45-45-03.
4) Обувь необходимо носить на небольшом каблучке: 2-3 сантиметра, т.к. стопа еще не сформировалась, а в обуви на высоком каблуке уменьшается площадь опоры тела на стопу, что приводит к нарушению формирования таза.
5) Спать надо на твердом матрасе и низкой подушке. Тем девочкам, у которых развивается нарушение осанки, следует под матрас подкладывать деревянный щит.
Закрепление:
- Что такое осанка?
- Что необходимо для того, чтобы тело держать прямо?
- Что такое плоскостопие?
- Какие необходимо выполнять упражнения для свода стопы?
- Какие продукты питания и препараты необходимо употреблять, чтобы иметь красивую осанку?
Домашнее задание:
Составить памятку «Правильная осанка – красивая фигура».
Полностью текст работы приведен в Приложении.