Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 18 лет!
04.05.2013 21:20 Количество просмотров материала 2654 Время на чтение ~8 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

Экология на уроках ОБЖ в 5-м классе. Урок на тему "Вода — формула жизни" Пришлецова О.В.

Программа курса ОБЖ включает в себя вопросы экологического характера. Например, сти-хийные и случайные нарушения среды жизни (природные, природно-антропогенные бедствия, техногенные аварии и катастрофы), теория риска, несчастные случаи, загрязнение среды (физии-ческое, в том числе радиоактивное, химическое, биологическое, информационное) входят в структуру экологического цикла знаний.

К сожалению, ориентировка на расширение знаний об окружающей природе до сих пор рассматривается как основная цель экологического воспитания детей, тогда как формирование разнообразных представлений о мире природы должно быть не целью (тем более главной), а средством и результатом обучения. Нужно особо отметить принципиальность положения о том, что процесс изучения объекта природы (если мы стремимся к воспитанию экологической культуры) необходимо начинать с информации, которая апеллирует не к разуму ребенка, а к его чувству. Такой информацией, например, являются сведения о значении объекта для конкретного индивида и для природы в целом.

Формирование умения рационального использования природных ресурсов способствует развитию восприятия учащимися человека, во-первых, как части природы, а во-вторых, как носителя основных общественных ценностей. Оно позволяет расширить и углубить их знания о развитии человека и общества, строить свою деятельность в социально-экологической среде на основе опыта прошлых поколений, анализа и оценки собственной деятельности и деятельности других людей с позиции рационального природопользования.

На мой взгляд, при обучении ОБЖ необходимо формирование умения рационального использования природных ресурсов, развитие культуры поведения в природной среде, в жилище, как составной части среды обитания человека.

Мною была проанализирована программа «Основ безопасности жизнедеятельности» для 5 класса и составлено тематическое планирование курса с включением в него вопросов экологического характера. (Таблица 1) При этом я исходила из определения термина «экология» («экология – это наука о взаимоотношениях организма и окружающей его среды обитания») и из того, что окружающая человека среда обитания действует на него через все свои составные части: факто-ры живой и неживой природы, искусственные тела и объекты (дома, машины, механизмы и т.д.), загрязнения (как естественные, так и искусственные – химические, физические, биологические, информационные).

Таблица 1

Тематическое планирование ОБЖ в 5 классе

Тема урока

Какие вопросы экологического характера можно рассмотреть в данной теме?

1 Что такое опасные и чрезвычайные ситуации? Опасные ситуации техногенного характера. Аварии на атомных станциях, как пример ЧС техногенного характера
2  Главные формулы ОБЖ  
3 Город, как источник опасности Загрязнение окружающей среды, наличие опасных для здоровья промышленных объектов как основные виды городских опасностей
4 Дом, в котором мы живем Отравления; нападения и болезни животных; заболева-ния человека, которые передаются животными или вызываются ими.
5 Пожары в жилище Хранение в доме легковоспламеняющихся веществ, воз-можность отравления ими. Синтетические материалы в доме.
6 Оповещение и эвакуация при пожаре Перемещение по задымленному помещению
7 Средства тушения пожаров  
8 Опасные газы Бытовой и угарный газы, отравление ими, первая помощь
9 Затопление жилища Причины затопления жилища
10 Разрушение здания Причины разрушения жилища
11 Как защитить себя от опасных веществ в быту Влияние алкоголя и никотина на организм человека. Средства бытовой химии и правила безопасного обращения с ними
12 Чем еще можно отравиться? Вещества, используемые в сельском хозяйстве. Отравле-ние ртутью. Лекарства и правила их безопасного исполь-зования. Отравление продуктами.
13 Опасные ситуации на дорогах и тротуарах Топливо, используемое в автомобилях. Длина тормозно-го пути в зависимости от погодных условий
14 Безопасность в транспорте  
15 Безопасность в метро или электричке Метро как наиболее экологически чистый вид транспорте
16 Толпа Чистота городских улиц во время массовых мероприятий
17 Гололед В какое время года бывает гололед и причины его?
18 Безопасность в железнодорожном транспорте Покупка продуктов и напитков у незнакомых людей. Необходимость мытья фруктов и овощей. Почему нельзя пить сырую воду и воду из случайных источников?
19 Как уберечься от опасностей на воде Виды водоемов. Правила поведения на воде. Соблюдение чистоты на берегу.
20 Мы промчимся по звонкому льду Условия замерзания водоемов. Виды льда. Как холодная вода влияет на организм? Как согреть пострадавшего человека?
21 Аварийные ситуации на воздушном транспорте Необходимость использования кислородной маски при разгерметизации на большой высоте
22 Как уберечь себя от преступлений  
23 Как защитить свой дом  
24 Криминальные ситуации на улице и других общественных местах  
25 За чистый воздух Виды загрязнителей воздуха. Что можно сделать для сохранения чистоты воздуха? Охрана атмосферного воз-духа. Зеленые насаждения в городах. Проветривание по-мещений.
26 Вода – формула жизни Чистая вода – самая удивительная на Земле жидкость. Чем загрязняется вода? Способы очистки воды. Почему необходимо экономно расходовать воду? Использование воды человеком.
27 Загрязнение почвы Загрязнение почвы. Мусорные свалки в населенных пунктах. Что можно сделать для сохранения чистоты почвы? Охрана почвы.
28 Продукты под контролем Пищевые добавки. Удобрения и пестициды, используе-мые при выращивании растений. Радиоактивное загряз-нение продуктов.
29 Город, как среда обитания человека Факторы городской среды, влияющие на человека и другие живые организмы.
30 Безопасный телевизор Электромагнитное излучение, напряжение глазных мышц, эмоциональная перегрузка, как факторы негатив-ного влияния компьютера на организм человека.
31/33 Что следует знать об оказании ПМП Необходимость обработки ран. Причины ожогов. Помощь при укусах насекомых и клещей.
34 Азбука ОБЖ для пятиклассников  

Из таблицы видно, что практически на любом уроке основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе возможно рассмотрение вопросов экологического характера.

Урок на тему «Вода – формула жизни» предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств.


Разработка урока на тему: «Вода – формула жизни»

Цели урока:

  1. обобщить знания учащихся о воде, полученные при изучении природоведения;
  2. рассмотреть значение воды в природе и в жизни человека; основные загрязняющие факторы и способы очистки воды;
  3. развивать умение вести продуктивную беседу на уроке, работать коллективно, творчески мыслить.

Вид урока: урок-презентация с применением мультимедийных технологий. К уроку готовится презентация в программе Microsoft Power Point. В плане урока обозначены моменты, во время которых нажатием клавиши Enter можно перейти к следующему слайду или к следующему эффекту анимации на просматриваемом слайде.

Межпредметные связи: природоведение 4-5 класс.

Ход урока

1. Орг.момент;

2. Новый материал:

Тема сегодняшнего урока: Вода – формула жизни. (Обратите внимание на первый слайд) Запишите тему урока в тетрадь.

В процессе изучения темы мы должны будем ответить на вопросы: (клавиша Enter) (Учитель читает по слайду)

  1. Чистая вода – самая удивительная на Земле жидкость.
  2. Чем загрязняется вода?
  3. Способы очистки воды
  4. Почему необходимо экономно расходовать воду?

Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

Давайте вспомним из курса природоведения, в каких трех состояниях бывает вода в природе?

Правильно. (клавиша Enter)

В твердом (это – лед, снег, град, иней). (клавиша Enter)

В жидком (это – обыкновенная вода). (клавиша Enter)

В виде водяного пара (это – газообразное состояние воды – туман, облака, тучи).

Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

Вода, обычное вещество обладает удивительными и необычными свойствами. Какими? Давайте вспомним свойства воды. (Учитель демонстрирует воду в химическом стеклянном ста-канчике.)

Посмотрите на этот стакан. В нем – вода. Какая она? Если её понюхать, чем она будет пах-нуть? Какой она будет на вкус? Можно ли воду перелить из одного стакана в другой? Значит, ка-кая она? Если в воду положить кусочек сахара, то что с ним будет? Следовательно, вода является растворителем? При какой температуре вода кипит? При какой замерзает? Когда водоемы замер-зают, в них лед будет сверху или на дне? Таким образом, что легче – лед или вода? (клавиша Enter)

То, что вы видите сейчас на слайде, запишите себе в тетради.

Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

Как в природе осуществляется круговорот воды? Давайте с вами составим устный расс-каз по картинке, которую вы видите на слайде.

Есть ли вода в живых организмах? Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

Во всех ли живых организмах есть вода?

Да, конечно, она есть и в растениях, и в животных. И организму человека также нужна вода. (клавиша Enter)

Что будет с растением, если его долго не поливать? Что будет с животным или с человеком, если они не будут пить воду?

Вода составляет 80 % массы клетки в молодом организме человека или животного и 60 % - в клетках старого. В клетках головного мозга ее 85 %, а в клетках развивающегося зародыша – 90 %. Если человек теряет 20 % воды, то он погибает. Много воды в клетках мякоти сочных плодов и листьях растений.

Значит, вода необходима для жизни, но какая вода – чистая или загрязненная? Конечно, только – чистая. А какую воду мы чаще всего с вами встречаем в действительности?

Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

Следующий вопрос, на который мы ответим на уроке: чем загрязняется вода? Посмотрите, пожалуйста, на слайд.

С помощью иллюстрации давайте вместе ответим на вопрос: какие есть источники загряз-нения воды?

Эти источники можно объединить в 5 основных групп. (клавиша Enter) Запишите их себе в тетради.

Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

В реки, озера, подземные воды сбрасываются отходы, промышленных предприятий, энергетики, транспорта. Вода в таких водоемах становится непригодной для использования человеком и для жизни животных и растений. Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

В летнее время в воде могут быстро размножаться всевозможные болезнетворные микроорганизмы, и такая вода становится опасной не только для питья, но и для купания. Поэтому, на берегу нас все чаще останавливают предупреждающие щиты: «Купаться запрещено!»

Что же делать для того, чтобы человек мог использовать воду для своих нужд?
Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

Поговорим о способах очистки воды.

Прочитайте в учебнике на с.138-139 полезные советы. (Читают по учебнику)

Что нужно делать, чтобы очистить питьевую воду?

(клавиша Enter) Итак, способы очистки питьевой воды: кипячение, отстаивание, фильтрование, обеззараживание.

А как можно очистить сточные воды, чтобы они не загрязняли водоемы?
(клавиша Enter) Конечно, очистные сооружения и фильтры.

Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

Очистные сооружения в городе. (Просмотр видеофрагмента) Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

На этих картинках одно и то же место. Как вы думаете, что могло случиться?

С каждым годом используется все больше и больше природной пресной воды и людям ее уже не хватает.

Откуда поступает вода в квартиры к нам, жителям Оренбурга? (Из Урала, Сакмары, подземных источников)

Каждый год человек изымает примерно 10% воды, которая находится в реках. Так как же нужно использовать воду, чтобы цветущий уголок Земли не превратился в голую пустыню?

(клавиша Enter) Конечно, Необходимо экономно расходовать воду.

3. Обобщение и закрепление:

Теперь давайте еще раз посмотрим на первый слайд. Переход к следующему слайду (клавиша Enter)

Как мы формулировали тему урока? Почему воду считают формулой жизни?

4. Домашнее задание: § 21.2 , творческое задание (письменно в тетради).

Задание: Подсчитай, сколько воды потребляешь ты и твоя семья за сутки. Учти воду, идущую на питье, приготовление пищи, гигиену и хозяйственные нужды. Как ты думаешь, все ли затраты воды были необходимы? Какие из них можно было бы сократить?

Приложение

Список использованной литературы:

  1. Клепинина З.А. Природоведение: Учеб. для 3 кл. трехлетней и 4 кл. четырехлетней нач. шк. – М., 1997.
  2. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 кл. – М., 1998.
  3. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы программы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов. – М., 2007
  4. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 кл. – М., 2001.

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх