Инженерная разведка проводится для установления степени и характера разрушений, состояния коммунально-энергетических систем, дорог, мостов, переправ, местонахождения пострадавших, определения объемов и способов проведения поисково-спасательных и аварийно-восстановительных работ.Инженерная разведка может быть:
- воздушной - с использованием пилотируемых аппаратов (самолеты, вертолеты) и беспилотных средств (спутники, воздушные шары и др.);
- наземной - с использованием специальных разведывательных машин, бронетранспортеров и обычных транспортных средств.
Характер и объем инженерной разведки зависят от обстановки, природных условий, особенностей протекания ЧС, вида и объема намеченных работ. При осмотре поврежденных и разрушенных зданий и сооружений производится их наружный обход, во время которого выявляется состояние стен и свисающих частей здания: определяется, нет ли опасности их дальнейшего обрушения. Кроме того, устанавливается характер завалов от разрушенных сооружений, возможность их объезда, устройства проходов и объем работ по их уборке.
К поврежденным конструкциям следует подходить с наименее опасной стороны, прислушиваясь при этом - нет ли характерного шума, шороха и потрескиваний, указывающих на продолжающуюся деформацию и возможность скорого обрушения.
При обследовании отдельных частей зданий особое внимание следует обращать:
- при осмотре каменных конструкций - на отклонение стен, наличие трещин, на связь стен с перекрытиями;
- при осмотре железобетонных конструкций - на состояние бетона и арматуры, трещины и деформации, целость затяжек свода, арок, сборных конструкций;
- при осмотре металлических конструкций - на искривление и разрыв элементов, состояние сварных швов и заклепочных соединений опорных частей;
- при осмотре деревянных конструкций - на излом элементов, повреждение сопряжении, сохранность поковок, выпучивание или незначительное провисание конструкций и состояние опор.
При разведке внутри объектных и подъездных дорог, а также путей движения подразделений к очагу поражения устанавливаются состояние проезжей части и земляного полотна, грузоподъемность (если она неизвестна заранее) и состояние мостов; возможность движения транспортных средств параллельно дороге. При необходимости дополнительно определяются возможность оборудования переправ (в броде, по льду), а также устройство объездов отдельных разрушенных участков дорог и искусственных сооружений на них.
При инженерной разведке разрушенных объектов осмотру подлежат все открытые сооружения дренажно-водосточных систем, а также поверхность земли над трассами скрытых инженерных сетей; для этого вскрываются все смотровые колодцы, в том числе и с крышками, скрытыми под землей.