Это те сети, в которые ловят свободно жирующего покупателя. И вы — малое звено той, раскинутой на полстраны, ловчей сети.
Вы читаете объявление о работе, приходите, и вам предлагают поучаствовать в распространении товара, услуги либо чего нибудь менее вещественного, но не менее нужного потребителю. И еще просят найти пару тройку знакомых, которые согласились бы делать то же самое под вашим присмотром. То есть вы очень быстро делаете карьеру от рядового распространителя до среднего управленческого звена. А на самом деле выступаете вербовщиком бесплатной рабочей силы. Множите звенья сети. Возможно, за вербовку новых рекрутов вам даже будут приплачивать. Скорее всего не наличными, а процентом с вырученных ими после реализации товара сумм. Или, что гораздо хуже, какими нибудь абстрактными баллами и многообещающими речами о скором вашем финансовом благоденствии. Вместо денег.
Если вы заинтересовались и решили поправить свое материальное положение с помощью маркетингового или иного подобного бизнеса, то начинать надо не с подсчета обещанных барышей, ас договора между фирмой нанимателем и вами, в котором будут очень подробно расписаны ваши и их обязанности, в том числе за какую работу, в каком количестве и когда будут произведены выплаты. И какие компенсации предложит вам работодатель в случае задержки причитающегося вознаграждения. Ну хоть даже ежемесячный процент с невыплаченной суммы, исходя из процентной ставки срочного вклада Сбербанка.
Заключайте договор! Не верьте никаким обещаниям и заверениям! Даже если вас посылает торговать секта Бессребреников, Спасителей человечества и личных друзей господа бога. Берите бумагу и формулируйте на ней все ваши сомнения и возможные будущие претензии к работодателю. Исходите из худшего — из того, что вам не захотят заплатить, или фирма прогорит, или ее главу убьет наемный киллер. Учитесь защищать свои интересы. Защищать себя!
И обязательно зафиксируйте в договоре пункт об учете вашего труда. Как он должен оцениваться? И кем контролироваться? Настаивайте на документальной фиксации количества реализованного вами товара или приведенных новых клиентов. Не верьте уверениям в том, что вы имеете дело с людьми исключительно порядочными, а информация заносится в бухгалтерский компьютер, который никого не обделит.
А вдруг компьютер сгорит? Или люди окажутся чуть менее порядочными, чем предполагалось?
Используйте в общении со своим нанимателем общепринятые бюрократические приемы, чтобы все было как на складе, где никто, никому, никогда, ничего не дает под честное слово, а только по документам и под личную роспись.
Требуйте и подшивайте в отдельную папочку документальные подтверждения произведенной вами работы и полученной прибыли, с которой вы должны получать проценты. Требуйте квитанции, накладные, приходные ордера, в крайнем случае расписки. Только эти документы могут быть приняты во внимание судом и правоохранительными органами, а не ваши жалобные рассказы о том, что вы трудились полгода в ожидании зарплаты, а они сказали, что видят вас первый раз в жизни и прогнали прочь...
А еще лучше требуйте единовременную оплату за каждый килограмм или метр проданного сегодня товара или за сагитированного вами клиента. Требуйте оплату по факту! Тогда вы рискуете только одним днем своей работы, а не целым месяцем. А если ваш работодатель на подобную форму финансовых взаимоотношений не соглашается, то вполне может быть, что он собирается вас обмануть.
Следующий шаг на поприще сетевого маркетинга — осмотр товара или вникание в суть услуги, которые вам предстоит предлагать покупателям, в том числе своим знакомым. С выяснения качества “товара” и спроса на него и надо начать. Задайтесь вопросом, какие еще фирмы, кроме вашей, реализуют его в вашем городе? Полистайте газеты. Позвоните по подобным фирмам. Если предложений несколько и чужая цена ниже вашей, то конкуренция будет очень велика и вряд ли вам светит заработок. Если ваша фирма — монополист, то у вас появляется шанс улучшить свое материальное положение.
Затем будьте готовы работать ногами. Потому что коммивояжера, которым вы, строго говоря, являетесь, ноги кормят. За день вы должны обойти десятки организаций и открыть чуть не сотню дверей. И везде предложить свой товар или услугу. Так предложить, чтобы им заинтересовались. Потому что вы кормитесь процентами с прибыли.
А для того, чтобы быть убедительным, надо как минимум выглядеть убедительно. Если вы отправитесь на ловлю клиента в лаптях и телогрейке, у вас ничего не купят, хотя бы потому, что на порог не пустят. Желаете, чтобы вас выслушали, — будьте добры, оденьтесь соответствующим образом. Безукоризненно оденьтесь. Хорошая одежда — первый признак мелкого коммивояжера. Вы же не какой нибудь принц Датский, который может позволить себе некоторую небрежность. Вас в отличие от него будут встречать по одежке.
Конечно, надо обязательно вникнуть в технические характеристики предлагаемого товара. И конкурентного ему товара. Уметь разъяснить их разницу и бесспорное преимущество вашего.
Уметь пользоваться тем товаром. И чтобы со стороны это пользование выглядело красиво и изящно.
Хорошо бы уметь также доверительно говорить. Обаятельно улыбаться. Завораживающе смотреть в глаза. И обещать всяческие удовольствия после приобретения нескольких наименований предлагаемого товара...
Да нет, вы перепутали, я говорю не о методах заманивания клиентов дамами не самого тяжелого поведения. Не о проституции я. О сетевом маркетинге. Впрочем, методология что здесь, что там подобна. Везде надо привлечь интерес потребителя. Понравиться ему. Втянуть его в разговор. Вытянуть из него деньги— И еще попытаться сделать своим союзником и отправить на реализацию через знакомых и сослуживцев того товара, который вы только что ему всучили. Отличие данного вида предпринимательства от самого древнего только в том, что в этом случае продается чужой товар, а в том, другом, свой, доморощенный.
И, наконец, самое главное для процветания на ниве сетевого маркетинга — это цепкость и беззастенчивость. Ваша задача — “впарить товар”, а какой ценой, не суть важно. А если важно, то за это дело лучше вам не браться. Сомнение в правоте своего дела, в том, что неприлично вламываться, нельзя обманывать, некультурно настаивать и пр., обрекает вас на стопроцентную неудачу. Можно вламываться, надоедать, настаивать, наезжать, брать на измор и жалость. Все можно! И даже нужно.
В качестве практического пособия я приведу пример сетевого маркетинга, который наблюдал за границей. В стране цивилизованного капитализма, где все эти приемы доведены до совершенства.
К моему приятелю (читай потребителю) пришел в гости его друг и сослуживец (читай продавец) и полчаса предлагал заказать по каталогу какие то там навороченные кастрюли ценой, равной двум подержанным автомобилям. Потребитель отказывался. Продавец настаивал. Настаивал еще четыре (!) часа, не понимая вежливых намеков на позднее время и ранний подъем.
— Ладно, — соглашался он, — можешь не брать, можешь заказать образцы и если они не понравятся, отказаться от них. Только распишись здесь и здесь. Что заинтересован ознакомиться. А потом сам решишь. А я тебе пока еще раз объясню все их достоинства...
То есть считай еще четыре часа...
Потребитель очень хотел спать и, чтобы отвязаться, подпись поставил. Через две недели пришли кастрюли. И тут вдруг выяснилось, что отказаться от них нельзя. Потому что той неосмотрительно поставленной подписью он обязался их купить. А если нет, то...
Мой приятель те кастрюли купил.
И вы, конечно, думаете, что с продавцом он больше никогда не встречался? Так как тот на всякий случай сбежал из города, опасаясь страшной мести. Вы очень наивные люди! Я же говорю, что у них там капитализм цивилизованный и никто ни от кого, из за того что накануне его подставил, не бегает.
Тот продавец пришел к нему на следующий день!
— Я понимаю, что ты попал в тяжелое материальное положение, — посочувствовал он, — и хочу тебе помочь. — Каков поворот! — Я предлагаю тебе найти покупателей на кастрюли, и с каждой продажи ты будешь иметь... А я, как человек, решивший твои материальные проблемы и посредник, завербовавший в сеть распространителей очередного продавца, буду иметь с твоих процентов свой процент...
В общем, сетевой маркетинг. В его идеальном, до которого нам еще расти и расти, варианте.
И приведу еще один пример, на этот раз из отечественной практики сетевого маркетинга. Недавно мне рассказали про одного начинающего коммивояжера, в будущем, уверен, процветающего отечественного миллиардера, который очень хорошо усвоил правила торговли. Этот будущий миллиардер очень желал продать свой товар и, придя в очередной офис, долго и нудно расхваливал его достоинства. Полтора часа расхваливал! А когда его попросили удалиться, пригрозил тем, что, если его голосу не внемлют, он... наделает на офисный ковер. Все бывшие в офисе работники расхохотались, потому что подумали, что он неумно шутит. Зря, между прочим, расхохотались. И зря подумали, что шутит. Потому что он не шутил! И тут же, не откладывая дело в долгий ящик, расстегнул штаны и... публично выполнил свою угрозу.
Этот коммивояжер добьется своего. И лет через несколько, голову даю на отсечение, его благообразная физиономия замелькает на экранах телевидения в передачах, посвященных бизнес тусовкам. Потому что он знает, что хочет, и готов за достижение того, что хочет, платить любую цену! Без оглядки на убыточную мораль.
Так что если можете действовать в соответствии с приведенным аналогом — дерзайте. И я обещаю вам быстрое и сказочное обогащение.
Только очень советую не задействовать в свои маркетинговые эксперименты родственников и друзей. И даже приятелей. И даже соседей. Большинство маркетинговых афер рассчитаны на использование именно ближнего круга ваших знакомых. Тех, которые вам потенциально верят. Самыми сладкими голосами неглупые менеджеры будут убеждать вас в необходимости “впарить” товар или услугу приятелю, которому от того станет очень хорошо. Или предложить тому приятелю работать под вашим началом и заработать уйму денег для себя и чуть чуть для фирмы. Не верьте менеджерам. И их хозяевам не верьте. Просто на всякий случай не верьте. Даже тогда, когда не видите никакого явного подвоха, а одну только финансовую пользу. Возможно, в этот раз вам повезет. А вот в следующий...
! Не рискуйте отношениями с близкими! Они самый главный ваш капитал! Мы живем не среди денег — среди людей. К моему великому сожалению, ко мне не однажды приходили мои бывшие товарищи, озабоченные тем, чтобы сдать мне какой нибудь залежалый товар и тем выслужиться перед своим торговым начальством. Товар они не сдавали, а отношения — в полной мере.
Подумайте сами, как к вам будет относиться ваш лучший друг, которого вы, получив первоначальные дивиденды, вовлечете в какой нибудь новыйМММ, где он потеряет все свои сбережения. Или, если это вам трудно, поставьте на его место себя и решите, будете ли вы, как прежде, испытывать к разорившему вас человеку нежные чувства?
! И еще подумайте, стоит ли прибыль в несколько сотен долларов вечных человеческих ценностей и тех гораздо больших сумм, которые вы можете получить у ваших близких в виде бесплатных советов, безвозмездной помощи или даже занятых до получки денег.
Так что если хотите ловить в свои сети простаков клиентов, ловите их где нибудь на стороне, как можно дальше от своего дома. Очень советую.
Ну а теперь представим, что вам повезло и что вы наконец сказочно обогатились. То есть накопили суммы, которые не в состоянии проесть в один присест. Или, говоря языком бизнеса, заимели свободные средства, которые хочется куда то, не без пользы для себя, применить.
Что бы такого с ними сделать? Может, взять и открыть свое предприятие? Может, хватит горбатить на карман хозяина?
А почему бы и не открыть...