Суть дракона высокомерия заключается в страхе перед собственной незащищенностью, уязвимостью. Дракон самоуничижения проявляется в страхе перед собственной неполноценностью и плохой подготовленностью к жизненным испытаниям. Дракон нетерпеливости проявляется в страхе перед возможностью упустить время, попытках сделать слишком многое за короткий промежуток времени. Люди, испытывающие воздействие дракона мученичества, склонны превращать себя в жертву. Страх людей, терзаемых драконом жадности, основан на ощущении недостаточности того, что может предложить окружающее, выражается в привязанности к пагубным привычкам, ненасытности, страсти к накопительству или всяческом подавлении собственных желаний. Дракон саморазрушения проявляется в страхе перед потерей контроля, прочной привязанности к пагубным привычкам, склонности к насилию и самоубийству, неспособности найти смысл жизни. Дракон упрямства проявляется в страхе перед чьим-либо авторитетом и неожиданными переменами, неуступчивости, твердолобой непоколебимости, склонности к оспариванию чужого мнения и отказе к нему прислушаться, жестокой внутренней борьбе с самим собой.
Семь драконов, отмечает Стивенс, - это самые известные из всех человеческих недостатков. В разные времена их называли по-разному: семью смертными грехами, семью пороками, дьявольскими соблазнами, кознями Сатаны – и так далее. Такое понимание драконов предполагало, что зло насылается на человека дьяволом или заложено в его греховной основе. Согласно такой точке зрения, человек беспомощен перед лицом этих драконов, и ему остается лишь взывать к Богам, чтобы те уберегли его от происков демонов.
В настоящее время драконам даются научные наименования: бездействие, уход в себя, неврозы, склонность к антисоциальному поведению и т.д. Наличие этих современных демонов объясняется семейными проблемами, неблагоприятными социальными условиями и генетической наследственностью. Стивенсон отмечает, что драконы являются нашим повседневным, обычным поведением. Мы склонны считать разрушительное, жестокое, бессердечное, направленное на самоуничтожение поведение человека нормальным.
Отмечая, что семь драконов являются причиной всех человеческих страданий, Дж. Стивенс раскрывает причины возникновения самих драконов, анализирует процесс их развития, определяет пути их искоренения в процессе личностного самосовершенствования. Люди, терзаемые драконом высокомерия, подвергались в детстве бесконечным сравнениям с завышенными стандартами. Если ребенок постоянно подвергается давлению со стороны родителей и унижениям, это способствует возникновению дракона самоуничижения. Жертвы дракона нетерпеливости в детстве были лишены возможности приобретения достаточного жизненного опыта. Человек, терзаемый драконом мученичества, в детстве был принужден к постоянному повиновению. Жертвы дракона жадности в детстве испытывали чувство лишенности и покинутости. Люди, терзаемые драконом саморазрушения, в детстве подвергались оскорблениям и испытывали чувство покинутости. Страдающие от дракона упрямства в детстве были лишены возможности иметь собственное мнение и принуждались делать то, что им говорят.
Обобщая выводы Дж. Стивенса о причинах формирования драконов, отметим, что наиболее общими предпосылками для возникновения всех семи внутренних личностных страхов являются давление на ребенка со стороны взрослых, терзаемых тем или иным драконом, унижения, оскорбления, покинутость. Основными факторами поражения человека каким-либо драконом являются стиль семейного воспитания, обусловленный особенностями личности родителей, особенности психологического микроклимата в семье.