Ц.П. Короленко и Т.А. Донских раскрывают некоторые механизмы формирования отдельных типов деструктивного поведения. Так, выделены типы воспитания, которые увеличивают риск развития аддиктивного поведения. Например, гиперопека, проявляющаяся в преувеличенной, мелочной заботе о детях. «Оранжерейное» воспитание готовит несамостоятельных людей, которые в реальной жизни терпят неудачи, поражения. Предъявление воспитателем непомерных требований также способствует возникновению аддиктовного поведения, поскольку постоянный страх неудачи, поражения может вызывать стремление избавиться от этих состояний с помощью различных веществ, например алкоголя. Гипоопека характеризуется недостаточным вниманием к детям, которые предоставлены сами себе, что способствует раннему знакомству с алкоголем и другими веществами, изменяющими психическое состояние. Формированию аддиктивного поведения у детей способствует наличие у родителей черт, присущих аддиктам.
Типы поведения человека, препятствующие полнокровной, настоящей жизни анализирует Дж. Стивенс /10/, называя их также типами поведенческих реакций, препятствиями личностного характера, образцами внутренних личностных страхов. Для рассмотрения данного явления автор использует метафорическое понятие «дракон». В книге названы семь драконов: высокомерие, жадность, нетерпеливость, упрямство, самоуничижение, склонность к мученичеству и саморазрушение.