1. Кто более подготовлен к жизни в тайге (тундре, джунглях): современный человек или человек, живший в древности?
2. Какие знания, опыт утеряны современными людьми? В чем наш опыт беднее знаний древних людей, живших в лесах, тундре, пустыне?
3. Сравните возможности современного горожанина и жителя тайги в ситуации, когда они оказываются в одиночестве в дремучем лесу. Кто из них имеет больше шансов уцелеть? Почему?
4. Какими качествами должен обладать человек, чтобы уцелеть, оказавшись один на один с дикой природой (в тайге, в джунглях и т. п.)?
5. Какие природные условия могут помочь человеку выжить?
6. Какие трудности может испытать человек, оказавшийся наедине с природой?
7. Какие природные условия (факторы) могут привести к гибели человека?
8. Почему некоторые люди, оказавшись наедине с природой, погибают, не пользуются возможностью выжить?
9. В чем проявляются страх, уныние человека?
10. Как можно преодолеть панику, страх, уныние?
Способность человека выживать в окружающей природной среде — одно из древнейших его качеств. Еще в незапамятные времена он научился охотиться на зверей с помощью ловушек и западней, отыскивать съедобные коренья и плоды в чаще леса, находить воду в пустыне, добывать огонь трением, строить убежища из снега и ветвей деревьев, защищать себя от зноя и холода. Но прошли столетия, и человек отгородился от природы, растерял опыт, накопленный в течение тысячелетий многими поколениями предков. Они кажутся многим нашим современникам бесполезными и необязательными. Опасное заблуждение! Ведь в наше время люди часто попадают в условия, в которых многие из этих забытых знаний становятся снова жизненно необходимыми. Люди оказываются затерянными в джунглях, плутают в пустыне, их уносит в открытый океан на утлых суденышках.
Благоприятный исход автономного существования во многом зависит от психофизиологических качеств человека: воли, решительности, собранности, изобретательности, физической подготовленности, выносливости и др. Но их одних нередко оказывается недостаточно для спасения. Люди гибнут от жажды и зноя, не подозревая, что в трех шагах находится спасительный водоисточник; погибают от голода в лесу, кишащем дичью; замерзают в тундре, не сумев построить укрытие из снега; гибнут от укусов ядовитых животных, не зная, как оказать доврачебную медицинскую помощь. Основа безопасности человека — умение выжить. В экономике, социологии, биологии этот термин всегда употреблялся в конкретном смысле, означая «уцелеть, уберечься от гибели, остаться в живых». Однако с развитием теории и практики выживания это понятие обретает иное значение. В. Г. Волович пишет: «Под выживанием ныне понимают активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования. Эти действия заключаются в преодолении психологических стрессов, проявлении изобретательности, находчивости, эффективном использовании аварийного снаряжения и подручных средств для защиты от неблагоприятного воздействия факторов природной среды и обеспечения потребностей организма в пище и воде».
Главный постулат выживания — человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых физико-географических условиях, если он сумеет использовать в своих интересах все, что дает окружающая природа.
Но для этого необходимы теоретические знания и практический опыт. Отправляясь в странствие, человек должен знать о физико-географических условиях района предстоящего путешествия: о рельефе и водоисточниках, растительном и животном мире, о климатических факторах, которые могут неблагоприятно воздействовать на организм (холод, жара и т. п.), особенностях этого воздействия и методах защиты. Он должен научиться ориентации на местности по природным явлениям, распознаванию съедобных растений, добыванию огня без спичек, приготовлению пищи без кухонной посуды.
Разносторонняя информация, полученная в ходе обучения, приобретенные практические навыки не только помогут в борьбе с трудностями, но и повысят уверенность человека в своих силах, внушат убежденность в том, что он сможет справиться с любыми невзгодами.
Именно эти знания и навыки, их надежность, достоверность, разносторонность и глубина определят возникновение положительной («боевой азарт»), отрицательной (тревога, ярость) эмоций или сообщат человеку то хладнокровие, которое особенно ценно и продуктивно в экстремальной ситуации.
Для неподготовленного человека окружающая среда кажется источником всевозможных опасностей. Он находится в постоянном тревожном напряжении, ибо не знает, откуда ждать опасности, а если и знает, то не способен правильно оценить степень ее реальности.
Далеко не все люди, оказавшиеся в чрезвычайной ситуации, способны к немедленным целесообразным действиям. Через некоторое время практически все люди адаптируются к новой обстановке и включаются в деятельность по сохранению жизни и здоровья. Эффективность работы по обеспечению безопасности зависит от так называемых факторов выживания. К их числу относятся природные условия (температура, влажность воздуха, осадки, солнечная радиация и др.), психическое состояние людей (воля к жизни, активность, целеустремленность и т. п.), стрессоры выживания (физическая боль, голод, переутомление, страх, жажда, одиночество, жара, холод), заболевания (тепловые и холодовые поражения, укусы ядовитых животных и насекомых, отравления животными и растительными ядами, острые психические заболевания, паразитарные болезни и т. п.), физическое состояние (сила, выносливость, ловкость и т. д.), обученность действиям в условиях автономного существования (умение добывать воду, оборудовать укрытия, разжигать костер и т. п.), аварийное снаряжение (средства связи, средства сигнализации, медицинская аптечка и т. д.).
Поскольку особую роль в выживании человека играют так называемые стрессоры выживания, рассмотрим каждый из них отдельно.
Боль. Нормальная физиологическая реакция организма, выполняющая защитную функцию. Человек, лишенный болевой чувствительности, не может своевременно устранять угрожающий фактор. С другой стороны, боль раздражает, отвлекает человека. Вместе с тем человек способен справиться даже с очень сильной болью. Сосредоточившись на решении очень важной задачи, он может на время «забыть» о боли.
Холод. Снижая работоспособность и физическую активность, холод воздействует на психику человека. Цепенеют не только мышцы, цепенеют мозг, воля, без которой борьба за выживание обречена на поражение. Поэтому деятельность человека в зоне низких температур начинается с мер по защите от холода.
Жара. Высокая температура окружающей среды, в особенности прямая солнечная радиация, ведет к перегреву организма человека, нарушению функций органов и систем, нарушению физической и психологической деятельности. Особенно опасно воздействие жары при недостатке питьевой воды, так как при этом наряду с перегревом происходит обезвоживание организма.
Жажда. Является естественным сигналом о нехватке жидкости в организме. При недостатке воды жажда становится серьезной помехой деятельности человека, может стать причиной его гибели в условиях автономного существования.
Голод. Ощущение потребности организма в пище. Человек может обходиться без пищи в течение длительного времени, сохраняя при этом работоспособность. Однако многодневное голодание ослабляет организм, снижает его устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов (холода, переутомления и т. п.).
Переутомление. Состояние организма после физического или психического напряжения. Переутомление опасно тем, что притупляет волю человека. Избежать переутомления, быстро восстановить силы позволяют правильное распределение физических нагрузок, своевременный полноценный отдых.
Уныние. Психическое состояние, вызываемое одиночеством, неудачами, отсутствием конкретной программы действий и т. п. Уныния можно избежать, если у человека будут конкретные реальные цели, определенные обязанности в группе людей, если человек будет обеспечен разнообразной значимой деятельностью.
Страх. Чувство, вызываемое действительной или кажущейся опасностью. «Страх, — отметил Оноре Бальзак, — явление столь сильно и болезненно действующее на организм, что все способности человека внезапно достигают либо крайнего напряжения, либо приходят в полный упадок».
«Почуяв» опасность, организм становится подобным взведенной пружине. Мозг начинает соображать быстрее, зорче становится взгляд, острее слух, мышцы наливаются неведомой силой. Если научиться контролировать страх, он становится своеобразным катализатором энергии и решительности. Но стоит поддаться страху, как он подчинит себе все мысли и поступки человека. Поддавшись страху, человек утрачивает способность контролировать свои действия, принимать правильные решения. Простая проблема превращается в сложную, а сложная — в непреодолимую.
Существует два вида страха: контролируемый и бесконтрольный. Ты контролируешь свой страх, значит, осознаешь опасности, которые могут встретиться, пытаешься избежать их. В этом случае всегда найдешь выход. А бесконтрольный страх — это просто паника. Бесконтрольный страх может сделать из закаленного атлета самого жалкого хлюпика. И наоборот, если подобного страха нет, то даже физически слабый человек может превратиться благодаря своей моральной стойкости в героя.
Ежегодно сотни тысяч людей оказываются в пустыне, океане, в тундре и тропиках против своей воли, среди разгулявшейся стихии. При этом тысячи людей гибнут, имея спасательные лодки и плоты, снаряжение, пищу, воду. Причина их гибели — страх, отсутствие элементарных знаний о способах выживания.
Страх — вполне естественная реакция человека на опасность, «Не верю, что есть люди, не ведающие страха... Другое дело, когда ты перебарываешь страх духовной силой своей, с этим можно согласиться, это в природе человеческой», — отмечает командир дальнего бомбардировщика, участник Великой Отечественной войны Александр Згеев.
О том, как побороть страх, советы дает Я. Палкевич:
— найти удобное положение, которое позволяет расслабиться и обрести спокойствие;
— дышать глубоко;
— спокойно размышлять, сосредоточившись только на ближайших делах;
— осмотреть все, что вас окружает;
— говорить с самим собой, чтобы обрести уверенность;
— планировать последующие действия.
1. Вспомните, как вы отдыхали на природе (в лесу, на даче, у озера и т. п.). Опишите характерные для данной местности факторы выживания.
2. Как могут действовать люди, оказавшиеся один на один с природой? Какие качества они проявляют? Какие качества помогают преодолеть трудности? Какие качества личности вам хотелось бы развивать у себя?
3. Что такое стрессоры выживания? Вспомните ситуации, когда вы испытывали боль, голод, жажду, усталость, страх. Что можно противопоставлять стрессорам выживания? Каким опытом можно при этом воспользоваться?