Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 18 лет!

Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них.

4. Теоретическая модель личности безопасного типа поведения

Главная цель педагогической деятельности учителя безопасности жизнедеятельности – формирование и развитие личности безопасного типа поведения (ЛБТП). Именно в школе осуществляется основная подготовка ребенка к самостоятельной жизнедеятельности в рамках общества и государства. Чтобы добиться успеха в процессе обучения и воспитания, а также уметь прогнозировать его результаты, учитель БЖ должен ясно представлять то, что он хочет сформировать. (04.05 21:00)

4.1. Человек в социуме

Человек в силу своей природы получает удовольствие от реализации врожденных программ и генетически заложенных способностей. Смысл его существования – в самореализации. Поэтому высшая ценность цивилизованного общества – свобода личности, не стесняющая свободу других. Человеческое сообщество как биосоциальная система может устойчиво функционировать в двух режимах: конструктивном и деструктивном. (04.05 21:00)

4.2. Типологические черты личности безопасного типа поведения

К типологическим чертам ЛБТП относятся мотивы поведения, целевые установки и способы деятельности. Мотивы: общинно-коллективистские, побуждающие человека-гражданина к жизнедеятельности в традициях взаимной помощи, исключающие получение корысти из затруднений, слабости окружающих людей и не допускающие хищнического отношения к природе. Целевые установки: постоянное продуцирование потенциала безопасности существования человека (включая самого себя), природы и общества. (04.05 21:00)

4.3. Психофизиологические характеристики личности безопасного типа поведения

Главной психофизиологической характеристикой ЛБТП является адекватная, безопасная для окружающих деятельность мозга человека. Психика любого индивидуума представляет собой одну из форм отражательной активности мозга. Психическая деятельность – высший уровень функционирования мозга, ее специфическим признаком является отражение действительности в виде образов, понятий, эмоциональных переживаний и волевых побуждений к деятельности. Любая познавательная и эмоциональная активность, т. е. (04.05 20:59)

5. Локальные войны и региональные вооруженные конфликты

Одна из важнейших причин войн и вооруженных конфликтов – отсутствие взаимопонимания между людьми, социальными группами, политическими движениями и государствами. С точки зрения исторической практики конфликты, если они не носят антагонистический, а тем более вооруженный характер, в принципе, – нормальное явление общественной жизни. Бесконфликтная жизнь невозможна. Любой грамотный человек понимает, что всеобщая гармония интересов – это миф. (04.05 20:57)

5.1. Сущность и характерные черты

С точки зрения социологии, конфликт – это столкновение сторон, возникающее вследствие различия их положения в обществе и обусловленное противоречивостью интересов, целей и ценностей. Он является результатом развития (обострения) противоречий между индивидами (внутригрупповой), социальными группами (межгрупповой) и индивидами и социальными группами. (04.05 20:57)

5.2. Стратегия поведения и способы защиты

Если у населения, находящегося в зоне боевых действий, отсутствуют элементарные знания и навыки выживания, это приводит к неоправданным жертвам. Их число вполне можно снизить. Для этого необходимо вовремя распознать опасность, заранее предпринять соответствующие меры (покинуть опасный район или, по крайней мере, запастись предметами первой необходимости). (04.05 20:57)

6. Экстремизм

Безопасность жизнедеятельности человека во многом зависит от его мировоззрения, от того, в ком он видит своих единомышленников. Очень опасно не понимать, что противопоставление себя, своих взглядов окружающему миру может спровоцировать неблагоприятные и даже опасные жизненные ситуации. (04.05 20:56)

6.1. Разновидности и тенденции развития

В современном обществе экстремизм – весьма распространенное явление. Он проявляется как в индивидуальном поведении людей различных социальных слоев, так и в деятельности групп, группировок, движений и партий. Характерными чертами экстремизма являются абсолютизация идей, стремление к безотлагательному достижению намеченной цели любой ценой. Идейное кредо экстремизма – цель оправдывает средства. (04.05 20:56)

6.2. Экстремистские уличные подростковые объединения и группы

В практической образовательной деятельности специалист безопасности жизнедеятельности, обучая человека методам и способам противодействия экстремистским организациям, должен исходить из основной установки – «Предвидеть, помочь, спасти!». Эта установка наиболее точно определяет важность изучения современных уличных подростковых экстремистских групп и объединений. В современной России большую опасность для всего населения представляют молодежные экстремистские группы. (04.05 20:55)

Вверх