Главной психофизиологической характеристикой ЛБТП является адекватная, безопасная для окружающих деятельность мозга человека. Психика любого индивидуума представляет собой одну из форм отражательной активности мозга. Психическая деятельность – высший уровень функционирования мозга, ее специфическим признаком является отражение действительности в виде образов, понятий, эмоциональных переживаний и волевых побуждений к деятельности. Любая познавательная и эмоциональная активность, т. е. волевая регуляция поведения личности, опирается на нейрофизиологический базис и предполагает соответствующие процессы в нервной системе человека.
Для учителя БЖ обязательно и важно понимание того, что работа мозга вообще, в том числе его психическая активность, имеет рефлекторный характер. Качества ЛБТП, характеризующие состояние людей в кризисных или экстремальных ситуациях, в процессе взаимодействия с окружающей средой, общения с другими людьми и т. д., обусловлены соответствующими нейрофизиологическими процессами и свойствами нервной системы человека, обеспечивающими ему безопасную жизнедеятельность. В этой связи особое значение имеет учение И. П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности. Эти знания помогают понять эксклюзивность личности, выявить причины неудач в деятельности школьника, прогнозировать опасности по отношению к себе, окружающему миру и другим людям, вовремя помочь человеку разобраться в ситуации или задаче, а самое основное – самому не быть источником опасных действий.
Чаще всего при встрече с различного рода опасностями, сложностями, неудачами человек впадает в состояние аффекта или стресса. Впервые термин «стресс» ввел в медицину Г. Селье в 1936 г. для обозначения состояния организма при воздействии на него какого-либо раздражающего фактора. Если создаются неблагоприятные условия, организм пытается восстановить утраченное равновесие – возникает адаптационный синдром. Наряду с классическим стрессом, причинами которого могут быть травма, ожог и т. д., различают эмоциональный стресс, являющийся следствием воздействия на психику. Различие между ними достаточно условно: при классическом стрессе адаптационный синдром возникает в момент встречи с раздражителем, в то время как адаптация к эмоциональному (психологическому) стрессу может наступить заблаговременно. Так, например, воздействуя на психику человека специальными методами и средствами, можно на сознательном уровне контролировать такую эмоцию, как страх. Ответ на вопрос, как этого добиться, ищут все исследователи психики человека. Что нужно знать и уметь делать человеку, чтобы уменьшить чувство страха, растерянности, приобрести уверенность, сохранять спокойствие при неблагоприятной ситуации? Как бороться с тревогой, скованностью, боязнью, суетливостью, паникой – спутниками страха?
Влияние на человека страха или опасности определяется действием трех психофизиологических механизмов.
1. Безусловно-рефлекторный механизм проявляется в том, что некоторые раздражители (темнота, появление чувства страха перед другим человеком, незнание, как действовать в ситуации, и т. д.) служат безусловными сигналами, на которые психика реагирует состоянием испуга или паники различной степени. По мере адаптации к такого рода воздействиям безусловные рефлексы ослабевают, эмоции страха тормозятся, а затем полностью исчезают.
2. Условно-рефлекторный механизм действует тогда, когда человек получил некоторый отрицательный опыт и у него выработался условный рефлекс на те элементы ситуации, которые сами по себе безопасны, но сопутствовали ранее действию реальной опасности. Если страх раньше был связан с тем или иным элементом действительной опасности, то он может вызываться практически любым фактором. Учитель БЖ должен использовать в своей практике процесс торможения данного рефлекса у школьника, создавать компенсаторные педагогические условия для исключения его влияния.
3. Действие интеллектуального механизма проявляется в том, что чувство страха может быть следствием мысленного воссоздания опасности, воображения опасной ситуации, воспоминания о пережитой угрозе и т. д. Внезапность возникновения ситуации, дефицит информации, усталость, переутомление – все это факторы, усугубляющие небезопасное поведение человека.
Неумение действовать в сложной ситуации и возникновение страха вынуждают человека поступать неправильно. Человек же, наученный правильно действовать в ситуациях, способных вызвать страх, в состоянии адаптироваться, превозмочь его. Он чаще выходит победителем из экстремальной ситуации и при этом способен оказать помощь другим.
Сталкиваясь с различными обстоятельствами в процессе жизнедеятельности, которые могут быть как обыденными, так и ситуациями экстремального характера (временными, требующими большого напряжения силы воли), неподготовленный человек может попасть в сложное положение, его поведение трудно предугадать, он может совершить опасные действия по отношению к себе самому, людям, природе и обществу.
Таким образом, отличительными особенностями личности безопасного типа поведения являются гарантирующая безопасность жизнедеятельности психологическая устойчивость и психологическая готовность к действиям в различных жизненных ситуациях.
Психологическая устойчивость предполагает:
• наличие стойких альтруистических общинно-коллективистских мотивов поведения;
• знание особенностей окружающего мира;
• безболезненное осознание возможных угроз и опасностей по отношению к себе;
• знание физических основ окружающих опасностей;
• знание особенностей своей психики и соматики (от гр. soma – тело);
• способность видеть особенности психики и соматики другого человека.
Для того чтобы человек был психологически готов адекватно вести себя в чрезвычайных ситуациях, он должен, помимо специфических личностных качеств (собранность, быстрота реакции и т. д.), обладать необходимыми знаниями и умениями.
4.4. Социальные характеристики личности безопасного типа поведения
Социальная сторона ЛБТП характеризуется:
• рациональной и гуманистической активностью человека в обществе;
• умением применять безопасные способы самореализации в процессе взаимодействия с природой, информационной и инфраструктурой города и коллектива, вступая в общественно-правовые отношения;
• умением гармонично общаться с другими людьми;
• постоянным повышением уровня своего интеллектуального, эмоционального и физического развития.
В частности, это находит выражение в выполнении служебного долга по защите Родины, в умении строить взаимоотношения с государственными, административными и правоохранительными органами, в здоровых межконфессиональных, межэтнических отношениях, в развитии семьи и государства, укреплении гуманистического мировоззрения, в реальной практике жизнедеятельности и др.
Формированию подобных качеств ЛБТП способствуют следующие основные пшхолого-педагогические условия:
• осознание единства природы, общества, человека во всех существующих сферах жизнедеятельности;
• понимание своих возможностей в обеспечении безопасности природы, общества и личной безопасности;
• знание опасностей, влияющих на человека в обществе и природе;
• овладение способами рационального и гуманистического взаимодействия с природой, техникой, людьми;
• приобретение способности создавать для себя необходимые ресурсы безопасного существования;
• умение организовывать безопасную жизнедеятельность для себя и других людей.
Безопасное поведение предполагает наличие четырех основных компонентов:
• предвидение опасности;
• избежание влияния опасности;
• преодоление опасности;
• создание ресурсов безопасности.
Формируя содержание данных компонентов, учитель БЖ передает знания, создает условия для формирования навыков и умений безопасной жизнедеятельности. Раскроем более подробно содержание первых трех компонентов.
Предвидение опасности предполагает:
• знание опасностей, окружающих человека;
• знание физических свойств опасностей, влияющих на человека;
• правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности и ее последствия, правовая направленность поведения);
• предвидение опасности от среды обитания (природной, техногенной, социальной, в случаях военной обстановки);
• предвидение опасности от собственного «я» (себе, среде обитания, другим людям);
• планомерное обучение и подготовку человека к безопасной жизнедеятельности.
Чтобы избежать влияния опасности, человек должен понимать природу возникновения, характер развития опасных ситуаций, сознавать реальные возможности по преодолению опасности, уметь правильно оценить ситуацию и рационально распределить свои силы.
Учитель БЖ обязан формировать у школьника уверенность в том, что он, даже в случае невозможности избежать влияния опасности, способен преодолеть ее воздействие, если будет вести себя адекватно сложности опасной ситуации (в обществе, на воде, в лесу, при пожаре, в горах и т. д.), знать и применять способы защиты (способы заблаговременного укрытия от опасности, способы защиты во время воздействия опасности, а также борьбы с последствиями опасностей); владеть навыками само– и взаимопомощи (при ранении, в условиях автономного выживания в природе, при ожогах, при поражении током, при укусах насекомых и т. д.). Для этого необходимо мобилизовать мотивационные установки, эмоции, волю, интеллект, личностную и деятельностную ориентацию учащихся.
Воспитательная работа по формированию безопасного поведения проводится в двух направлениях:
• оказание помощи обучаемым в борьбе с внешними трудностями (неудачи в жизни, болезнь, несчастье, стихийное бедствие, авария и т. д.);
• формирование таких личностных качеств, как благородство, честность, доброта, щедрость и т. д.
Общая цель формирования ЛБТП – выработка определенных навыков и умений, позволяющих строить свое поведение так, чтобы снижался уровень исходящих от личности опасностей, а также их профилактика в окружающем человека мире.
Источники опасности, как правило, носят комбинированный характер. Поэтому в современных условиях необходимо обеспечить функционирование комплексного механизма готовности к безопасной жизнедеятельности. Этот механизм включает:
• приобретение и передачу знаний и навыков развития личности в различных жизненных ситуациях;
• формирование экологического мировоззрения;
• обучение действиям в условиях природных катаклизмов;
• развитие умения адекватно реагировать и вести себя в условиях острых социальных конфликтов в обществе;
• формирование готовности отстаивать интересы Отечества.
Выводы
Основными составляющими модели личности безопасного типа поведения являются:
• общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;
• бережное отношение к окружающему миру;
• грамотность во всех областях обеспечения безопасности жизнедеятельности;
• наличие правовых навыков защиты от угроз природы, людей, самому себе, исходящих от внешних источников и от самого себя.
Безопасное поведение предполагает:
• предвидение опасности;
• уклонение от опасности;
• преодоление опасности;
• оказание помощи.
Основное звено модели ЛБТП – предвидение опасности как от среды обитания (природной, техногенной, социальной и т. д.), так и от собственного «я» (причиняемой себе, среде обитания, другим людям). Оно включает:
• правильную оценку ситуации (вид опасности, характер развития опасности и ее последствия, правовая направленность поведения);
• организацию и планирование действий по недопущению влияния конкретной опасности;
• создание материальной и духовной базы для оказания помощи пострадавшим.
Контрольные вопросы
1. Каковы причины деструктивного поведения?
2. Дайте характеристику различных типов деструктивного поведения.
3. Перечислите психолого-педагогические условия формирования качеств ЛБТП.
4. Назовите основные черты личности безопасного типа поведения.
5. Что входит в понятие «личность безопасного типа поведения»?
6. Охарактеризуйте психофизиологический аспект ЛБТП.
7. Раскройте содержание компонентов поведения личности безопасного типа.
8. Назовите психолого-педагогические условия формирования ЛБТП.
Рекомендуемая литература
Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. Психология формирования и развития личности. М., 1981.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.
АсмоловА. Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
Безопасность жизнедеятельности / Под ред. С. В. Белова. М., 2000.
Безопасность России. М., 2001.
Горшкова В. В. Проблема субъекта в педагогике. Хабаровск, 1993.
Журавлев В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
Моделирование педагогических ситуаций. Проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. Н.Сухобской. М.,1981.
Основы безопасности жизнедеятельности человека: Метод, пособие для учителей 1–4 классов / Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 1998.
Основы безопасности жизнедеятельности человека: Метод, пособие для учителей 5–6 классов / Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 1998.
Основы безопасности жизнедеятельности человека: Метод, пособие для учителей 7–9 классов / Под ред. Л. А. Михайлова. СПб., 1998.