В первой главе учебного пособия при анализе основных проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности, подчеркивалось, что ее обеспечение – приоритетная задача всего социума, т. е. и личности, и общества, и государства. При этом нужно помнить, что абсолютной безопасности не бывает, так как всегда существует некоторый остаточный риск. Исходя из этого под безопасностью следует понимать такой уровень опасности, с которым на данном этапе социально-экономического и научно-технического развития общества можно как бы «смириться», т. е. при определенных оговорках и соблюдении мер безопасности считать его допустимым. Иными словами, безопасность – это приемлемый риск, риск в определенных пределах, когда он существует, но не является фатальным с точки зрения его превращения в реальную опасность.
Социальный опыт свидетельствует, что опасности, как правило, не возникают неожиданно. В большинстве случаев им предшествуют некоторые явления, события, процессы, которые называют накоплениями факторов риска. Обнаружение таких предвестников, признаков опасности, их анализ и основанное на нем прогнозирование степени вероятности самой опасности, сроков ее возникновения, направленности, возможного ущерба и т. п. – важнейшие задачи диагностики опасностей.
В данной главе определяется сущность понятия «риск» как категории безопасности жизнедеятельности, рассматриваются его показатели и индикаторы, необходимые для выявления риска в условиях формирования опасностей социального происхождения, а также критерии приемлемого риска, раскрываются особенности процесса управления рисками в ЧС социального характера.