Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности           * Нам 18 лет!
04.05.2013 14:52 Количество просмотров материала 2861 Время на чтение ~8.5 мин
Увеличить | Уменьшить Распечатать страницу

14.4. Профилактика зависимости от психоактивных веществ

Различают первичную, вторичную и третичную профилактику наркозависимости. Эти профилактические блоки имеют свои особенности.

Первичная профилактика наркомании опирается на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формирование в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков. Необходимо, чтобы противостояние наркомании стало действительно общенациональным делом и объединяло усилия как на правительственном уровне, так и по линии неправительственных структур и движений.

Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления российской государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются:

• изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование у них личной ответственности за свое поведение, что ведет к снижению спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной среде;

• предупреждение возникновения у подростков и молодых людей тяги к приему наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы в образовательных учреждениях. Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре внимания должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.

 

Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных:

• на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;

• на формирование ресурсов семьи, способствующих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также обеспечивающих поддержку ребенку, который уже начал употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с близкими и помогающих ему на стадии социально-медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;

• на внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологии раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;

• на развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка «группы риска наркотизации» и ребенка, заболевшего наркоманией.

 

Наиболее адекватной является стратегия «сдерживания». Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении употребления наркотиков и избавлении от наркомании абсолютно нереально.

Следует уточнить, что негативно ориентированная профилактика злоупотребления ПАВ, т. е. традиционный проблемно ориентированный подход, акцентирование на отрицательных последствиях их приема, не обеспечивают достижение поставленных целей. Специфические проблемно ориентированные воздействия, безусловно, необходимы, но недостаточны. Проблема предупреждения злоупотребления ПАВ только на их основе принципиально не может быть решена, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждающие детей и молодежь вновь и вновь обращаться к ПАВ.

Именно поэтому стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья – освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в реализации его жизненного предназначения. Цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.

Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни. Ее цель – максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ими как потребителю, так и окружающей его микросреде – учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса учащегося.

Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются:

• создание системы раннего выявления потребителей ПАВ;

• обеспечение доступности комплексного обследования;

• оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.

 

В связи с этим необходимо решить вопрос легитимности использования диагностических тестов на определение ПАВ в биологических средах организма учащихся, а также предусмотреть обязательное обследование на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В, С, венерические заболевания, которые, как правило, сопутствуют употреблению ПАВ.

Педагоги, школьные психологи, социальные работники вместе с родителями таких учащихся должны стремиться создать психотерапевтическую атмосферу, препятствующую повторному употреблению ПАВ и способствующую формированию здоровых личностных и социальных устремлений. Очень важно обеспечить длительное пребывание учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнительного образования, семья и т. д.), в которых, как правило, вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму. В случаях, когда ставится диагноз «наркомания», учащийся нуждается в специальном комплексном обследовании, лечении и реабилитации. Прежде всего необходимо выяснить, какие биологические, психологические, характерологические и микросредовые особенности способствовали наркотизации, имеется ли соматическая патология, какова степень поражения личности и каков предполагаемый реабилитационный потенциал. Профилактика, лечение и реабилитация – это взаимосвязанные процессы. Реабилитация начинается с первого контакта больного с медицинской службой и продолжается до тех пор, пока не будет восстановлен его личностный, профессиональный и социальный статус. Если учесть, что прием «тяжелых» наркотиков типа героина способен в максимально короткие сроки превратить «экспериментатора» в больного наркоманией, то лечебно-реабилитационная программа должна начинаться как можно раньше, быть интенсивной и комплексной. Вместе с тем без включения больного в осознанный образовательный и трудовой процесс невозможно решить проблемы третичной профилактики, т. е. реабилитации.

Третичная профилактика включает мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркомании. Собственно, это и есть реабилитация, которая, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.

Несмотря на значительную роль в осуществлении вторичной и особенно третичной профилактики психиатров-наркологов, активное участие в этом процессе воспитателей, учителей, школьных психологов, социальных педагогов не только не может быть исключено, но должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации. Они осуществляют общеобразовательное и профессиональное обучение, ведут технические и иные кружки, спортивные секции, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь, формируют законопослушное поведение, без которых реадаптация и ресоциализация просто невозможны. Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реабилитации детей и молодежи в системе Министерства образования Российской Федерации. Помимо специализированных центров в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи – ППМС-центров.

Спектр деятельности таких центров должен быть многогранным и многопрофильным:

• оказание консультативно-диагностической, медико-социальной и правовой помощи детям и молодежи, употребляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную зависимость;

• оказание консультативной помощи и правовой поддержки родителям по вопросам наркозависимости детей и молодежи;

• организация общеобразовательного и профессионального обучения и создание с этой целью учебных классов, студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых;

• оказание организационно-методической и консультативной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании и зависимости от ПАВ;

• взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросам реадаптации и реабилитации детей и молодежи, вовлеченных в употребление психоактивных веществ;

• разработка и апробирование реабилитационных программ для детей и молодежи с зависимостью от ПАВ;

• разработка программ профилактики срывов и рецидивов наркомании у детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию, и интегрированных в образовательное учреждение.

 

Дети и подростки, успешно прошедшие реабилитацию (третичная профилактика), должны возвращаться в образовательные учреждения на общих основаниях.

Первичная, вторичная и третичная профилактика наркозависимости – составные блоки единой системы. Используемые в их рамках профилактические меры взаимодополняют друг друга. Только при таком подходе можно создать действенные программы по профилактике наркомании.

Выводы

Рост наркомании вызывает опасение всего мирового сообщества. Особая острота этой проблемы заключается в том, что тяга к употреблению наркотических веществ в значительной степени обусловлена врожденной потребностью человека менять свое психическое состояние.

Существует два вида наркозависимости: физическая и психическая. В основе физической зависимости лежит способность организма «настраиваться» на прием наркотиков, включать их во внутренние биохимические процессы. Психическая зависимость проявляется в неспособности наркомана справляться с собственными эмоциями, преодолевать даже незначительные кризисные ситуации.

Наркомания – это не личное дело каждого. В результате наркотизации у человека возникают серьезные проблемы со здоровьем, он легко заболевает тяжелейшими инфекционными заболеваниями, в числе которых гепатиты, ВИЧ-инфекция и СПИД, венерические болезни, и столь же легко их распространяет. Потребители наркотиков или больные наркоманией втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состоянии наркотического опьянения, особенно если они управляют транспортом или имеют доступ к оружию, эти люди представляют серьезную опасность для здоровья и жизни окружающих. Практически невозможно сочетать учебу или работу с употреблением наркотиков. Ко всему прочему наркоманы разрушают и деструктурируют семьи, они не могут выполнять свой долг перед обществом и защищать интересы государства и таким образом становятся обузой для семьи и общества. Потенциально наркоман всегда опасен. Лица, злоупотребляющие наркотиками, должны знать, что они в определенной степени теряют право на неприкосновенность личности, поскольку в конечном счете речь идет о том, что закон, мораль, общечеловеческие ценности имеют приоритет и должны господствовать в демократическом обществе.

Чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационную помощь потребителям наркотиков и больным наркоманией, требуется совершенствовать законодательство и обеспечить возможность вмешательства на всех уровнях так называемой наркотической пирамиды. Прежде всего должна быть введена административная ответственность за употребление наркотиков, обеспечена возможность оперативного обследования лиц, подозреваемых в употреблении наркотических средств, расширены правовые основы для профилактической работы и реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ.

Контрольные вопросы

1. Чем обусловлена тяга к употреблению наркотиков?

2. Какие вы знаете группы наркотиков, различающихся по их воздействию на организм человека?

3. Что лежит в основе формирования наркозависимости?

4. Каковы механизмы формирования наркозависимости? Охарактеризуйте принципы их действия.

5. Расскажите об основных моделях профилактики наркозависимости.

6. Каковы цели и стратегия первичной профилактики зависимости от психоактивных веществ?

7. Расскажите об особенностях вторичной и третичной профилактики наркомании и зависимости от ПАВ.

Рекомендуемая литература

Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000.18 янв.

Агапов В. С. Становление Я-концепции личности: теория и практика. М., 1999.

Алешкин Н. И. Семья как социально-психологический фактор подростковой наркомании // Материалы VI Всероссийской конференции «Психология в школе: практический педагог – профессия нового века». СПб., 2001.

Белогуров С. В… Популярно о наркотиках и наркоманах. СПб., 1998.

Березин С. В.,Лисецкий К. С, Мотынга И. А. Психология ранней наркомании. Самара, 1997.

БерезинС. В., Лисецкий К. С, Назаров Е. А. Психология наркотической зависимости и созависимости. М., 2001.

Валентин Ю. В. Реабилитация в наркологии. М., 2001.

Губанов В. М. Информационно-нравственные аспекты профилактики наркозависимости // Профилактика наркозависимости среди молодежи: Межвузовский науч. – метод. сборник. СПб., 2005.

Данилин А. Г., Данилина И. В. Как спасти детей от наркотиков. М., 2000.

Девиантное поведение подростков. Профилактика и реабилитация. М., 1999.

Егоров А. Ю. Возрастная наркология. СПб., 2002.

Иванец Н. Н., Винникова М. А. Героиновая наркомания. СПб., 2000.

Канаян В. А., Орел В. И., Середа В. М. Социально-медицинские проблемы безнадзорности и беспризорности в условиях крупного города. СПб., 2002.

Комплексная оценка уровня развития, условий жизни и воспитания детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Профилактика наркозависимости среди молодежи: Учеб. – метод. материалы. СПб., 2003.

Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. СПб., 1998.

Личко А. Е., Битенский В. С. Подростковая наркомания. Л., 1991.

Лозовой В. В. Профилактика наркомании: школа, семья. Екатеринбург, 2000.

Михайлов Л. А., Корчагина Г. А., Шатровой 0. В. Единый комплексный подход: Реабилитация – профессионализация – трудоустройство – социальное сопровождение несовершеннолетних, прошедших лечение от наркозависимости в рамках антинаркотических региональных программ. СПб., 2004 Профилактика наркозависимости среди молодежи: Науч. – метод. сборник. СПб., 2004.

Постоянная ссылка на данную страницу: [ Скопировать ссылку | Сгенерировать QR-код ]


Вверх