В Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, разработанной Министерством образования Российской Федерации в2002 г., отмечалось, что в России низкий уровень информированности населения о профилактике наркотической патологии и малая доступность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-реабилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. Около 60 % опрошенных детей и подростков и 28 % взрослых не представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических проблем. Причем в основном население ориентировано на анонимную наркологическую помощь. В стране отсутствуют государственные детско-подростковые реабилитационные центры, а оплачивать услуги коммерческой наркологии большинство граждан не в состоянии. В этой ситуации особая ответственность ложится на тех, кто по роду своей деятельности работает с детьми и молодежью – учителей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, врачей. Им необходимо выработать совершенно новый подход к решению проблем профилактики наркомании.
Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако, несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикомании и алкоголизма.
На государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борьбе с наркоманией и ее последствиями. Так, в Германии на долю общественных организаций приходится до 80 % всех специализированных наркологических медико-социальных служб. Ими создана собственная сеть медицинской и социальной помощи, включая консультационные пункты, амбулатории, стационары, юношеские и молодежные центры, приюты и т. д. Бюджетное здравоохранение Германии ориентировано в основном на прямую медицинскую помощь – снятие наркотической интоксикации и специализированное наркологическое лечение в острых случаях. В Дании, Бельгии, Норвегии создана достаточно разветвленная социально-реабилитационная сеть для помощи наркоманам. В этих странах обращается особое внимание на организацию альтернативного приему наркотиков отдыха, особенно в вечернее время. В профилактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники, так как подростки не верят в массовые акции, мало доверяют взрослым. Вторым важным моментом зарубежного опыта в области предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста. Именно эта возрастная группа несовершеннолетних и молодежи быстро втягивается в наркотизацию, осложняющуюся сопутствующими ей заболеваниями, причинами которых являются отсутствие должной гигиены и случайные половые контакты. В ряде стран для детей и подростков «группы риска» развернута целая сеть учреждений социальной помощи – «жилые общины» для молодежи, женщин с детьми, «кризисные» молодежные временные убежища, ночные приюты. Другой формой работы за рубежом является организация помощи на рабочих местах, что позволяет предотвратить наркотизацию несовершеннолетних, включенных и не включенных в «группы риска». Примером этого могут служить институт социальных консультантов, входящих в штат многих учебных заведений в США, европейская программа «помощи на рабочих местах» (EAP) и др. Консультант выявляет в учебных заведениях проблемных детей, исследует причины возникновения проблем, вырабатывает совместно с администрацией, родителями и необходимыми медицинскими специалистами программу действий. Такой подход широко распространен во всем мире. В нашей стране в этом направлении делаются только первые шаги.
В международной практике сложились следующие основные модели профилактики наркозависимости:
• медицинская, ориентированная преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривающая в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств, их влиянии на физическое и психическое здоровье;
• образовательная, направленная на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и предоставление свободы выбора при максимальной информированности;
• психосоциальная, главная цель которой – развитие определенных психологических навыков, позволяющих противостоять групповому давлению, разрешать конфликтные ситуации, делать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.
В настоящее время различными являются и законодательные нормы, определяющие отношение к наркотикам – от разрешения на легальную торговлю «легкими» наркотиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни за распространение наркотических средств (Китай, Ирак).
Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой занимается преимущественно система образования, в основном образовательные учреждения среднего звена – школы, профессиональные училища, менее активно – колледжи, лицеи и вузы. Введены новые учебные программы («Основы безопасности жизнедеятельности», «Валеология»), косвенным образом ориентированные на предупреждение наркомании. Однако единой государственной программы по борьбе с наркоманией нет, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики. В некоторых регионах предпринимались попытки локального внедрения авторских или адаптированных психосоциальных моделей (Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Калининградская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.).
Необходимо добавить, что до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы с детьми и молодежью, имеющими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманивающих веществ. Большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в этой области. В системе повышения квалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, программы которых нацелены на профилактику наркозависимости. В связи с этим одним из важнейших аспектов антинаркотической профилактической работы в системе образования является включение в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и молодежью, вопросов профилактики злоупотребления ПАВ.