На долю автотранспорта приходится не менее 30% общего загрязнения атмосферы в большинстве регионов России. Автомобили используют кислород атмосферы, для них ежегодно расширяют сеть дорог с твердым покрытием, содержание которых требует очень больших затрат энергии. Автомобили расходуют огромное количество топлива. А его источники исчерпаемы, и их осталось на земле не так уж много. Особенно быстро тают запасы нефти, из которой получают бензин. Кроме того, при добыче нефти, ее транспортировке и переработке загрязняются почвы, вода и атмосфера.
В среднем автомобиль в год проезжает 10 тыс. км и сжигает 10 т бензина, расходуя 35 т кислорода и выбрасывая в атмосферу 160 т выхлопных газов, в которых обнаружено около 200 различных веществ, в том числе 800 кг оксида углерода, 40 кг окислов азота, 200 кг углеводородов. Если бензин этилированный, то еще 3,5 кг ядовитого свинца. Кроме того, каждый автомобиль, стирая шины, поставляет в атмосферу до 8 кг резиновой пыли ежегодно. А машинное масло дает 40% загрязнения водоемов: 1 л его способен отравить 1 млн. л питьевой воды.
Чтобы уменьшить экологический вред от автомобилей, в настоящее время разрабатывают все новые модели электро– и солнцемобилей. Однако они вряд ли будут играть заметную роль в мировом автомобильном парке в ближайшее время, так как они неудобны и требуют частых подзарядок аккумуляторов. Лучший электромобиль создан в Японии, он развивает скорость 100 км/час и имеет запас хода 240 км.
Солнцемобили пока проходят стадии экспериментальных образцов, тем не менее, в Японии регулярно проводят ралли. В 1992 г. в них участвовали и московские создатели нового транспорта.
В будущем широкое распространение получат автомобили на водородном топливе, при сгорании которого почти не образуется токсичных веществ, а только вода. И, конечно, человек будет чаще пользоваться велосипедом и ходить пешком.
В США на большей части магистралей уже сейчас созданы велодорожки. По прогнозу к 2030г. соотношение легковых автомобилей и велосипедов составит 1:10 (сегодня– 1:2).
Велосипед – самый экологичный из всех видов транспорта. К сожалению, для широкого внедрения велосипеда, как средства передвижения, в повседневную жизнь, сильно мешает психологический барьер: «никто не ездит».
У нас нет велодорожек для велосипедов! Почему бы не начать с сооружения велотрассы в парковых зонах, возле мест массового отдыха? Почему бы не организовать прокат двухколесных машин?
Для вступления в «велосипедную эру» нужна определенная перестройка общественного мышления: хватит нам рассматривать велосипед как легкомысленную забаву, неподходящую для «солидных людей»!
Надо лишь создать для любителей хотя бы минимальные условия – и вид человека крутящего педали, постепенно станет привычным, разрушая пресловутый «психологический барьер». И для здоровья полезно!
Раньше был модным лозунг: «Перекуем мечи на орала!» Помните? Давайте все вместе бросим клич: «Пересядем в наступившем веке на велосипед!»