Электронное учебное пособие «Учебно-исследовательская деятельность школьников»
В пособии представлены подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных учреждений на основе приобщения их к творческой поисковой работе. Предложена примерная система организации НИРШ с учетом возрастных групп, а также специфики учебных дисциплин.
Соединение учебной деятельности с исследовательской позволит учащимся совместно с педагогами сделать учебно-воспитательный процесс более увлекательным и плодотворным.
Авторы придают большое значение организации УИДШ для общества будущей России.
Пособие адресовано педагогам-учителям, руководителям образовательных учреждений, методистам, а также всем тем, кто интересуется данной проблемой. |
|
Введение
Развитие современного общества невозможно без соответствующей подготовки квалифицированных специалистов, способных осваивать новые, передовые технологии, добывать новую информацию (новые знания) и использовать её для решения образовательных, производственных, социальных и других задач.
В России в последние десятилетия активно реализуются реформы, в том числе и в системе образовании. При этом авторы часто ориентируются на «американскую» модель [5], где оценивается работа школы по умению школьников мыслить критически. То есть по умению из того, что слышишь и видишь отсеивать ложь, ошибки, неточности, устаревшую информацию. Причем в оценке работы даже начальной школы, не говоря уже о средней, часто участвуют философы. В общем, в США педагогики на первое место поставили развитие мышления учеников, а объём знаний на второе.[ 4,6, 9,10, 11,14, 37, 52, ].
В конце второго тысячелетия США и Япония шагнули в постиндустриальную, информационную стадию развития. На этой стадии решающим становятся знания, в том числе и умение добывать информацию, осваивать и применять её на практике [1,2,3, 7, 8]. Проще говоря, в настоящее время процветают те фирмы, участники которых больше производят идей (знаний) и самостоятельно реализуют их.
В последнее время в России в научно-педагогической литературе уделяется много внимания учебно-исследовательской деятельности школьников, о добывании ими новых знаний [6,12,25.49.50,51]. Проводятся конкурсы и конференции, олимпиады, издаётся журнал “Исследовательская работа школьников” [40, 41,50]. В XXI веке меняются цели обучения, и что главное важно учить умению добывать знания, анализировать и применять их. При этом строго придерживаясь научности обучения.
Научность обучения – один из принципов в профессиональном обучении, параметр качества общего и профессионального образования; означает опору на науку как на источник знаний, отражающих закономерности окружающего мира, влияющих на умственное развитие учащихся, позволяющих овладеть современной наукой, техникой, производством, культурой, искусством. Принцип научности проявляется прежде всего в отборе учебного материала и в применяемых методах обучения. Учитель должен отобрать важнейшие теоретические факты, достоверно установленные наукой, при изложении учебного материала – информировать учащихся о важнейших дискуссионных проблемах, о научных гипотезах, а также в доступной форме рассказать о перспективах развития самой науки. Принцип научности исключает употребление ненаучных терминов и искажение научных теорий; реализуется при рациональном сочетании методов обучения с методами самой науки, которые в настоящее время прочно входят в педагогический процесс.
Научность - один из принципов обучения. Ориентирует на усвоение конкретного, преимущественно через обобщенные теоретические знания. Принцип научности в отечественной дидактике сформулировал М.Н. Скаткин. Основные требования научности: соответствие содержания образования уровню современной науки; создание у учащихся представлений об общих методах научного познания; показ закономерностей процесса познания. Принцип научности регулирует и всю процессуальную сторону обучения – этапы, методы, формы организации учебной деятельности; предполагает зависимость целей и содержания обучения от потребностей общества на данном этапе исторического развития, соответствие научных трактовок изучаемых явлений реальным учебно-познавательным возможностям учащихся. Важное место в реализации принципа научности занимает приобщение учащихся к посильной исследовательской деятельности .
Таким образом, научная мысль и поиски в указанном направлении активно развиваются [1,2,3,4,]. Но обучение школьников учебно-исследовательской деятельности практически не ведётся. Учебной литературы в этом направлении недостаточно Сегодня в учебно-исследовательской деятельности школьников важно учитывать теорию познания. Теория познания является разделом философии [18,19,29,30]. Называется она гносеологией (греческое – gnosis - знание, познание + логия – слово, понятие, учение). Важнейшими понятиями теории познания являются: исследование, знание, добывание нового знания, объект исследования, применение нового знания и т.д.
Познание – прежде всего вид “отражательной деятельности”, т.е. активное и целенаправленное отражение человеком внешнего мира и самого себя в нём с целью получения правдивого знания [42, 46, 48, 49].
Познание осуществляется путём постановки и решения познавательных задач, т.е. задач, пути и способы решения которых неизвестны.
Философы отмечали, что познание есть процесс погружения ума в неорганическую природу ради подчинения её власти людей. Познание всегда протекает на базе накопленного человечеством интеллектуального багажа. Под интеллектуальным багажом понимается совокупность имеющихся знаний, методы и формы добывания знаний и применения их. Это очень важно, чтобы не начинать с нуля.
Познание - это прежде всегда творчество, т.е. обнаружение или создание чего-то нового, ранее неизвестного или не существовавшего. Разумеется, в творчестве большую роль играет интуиция. Ей присущи неосознанность процесса результативного поиска, а иногда и непосредственное “схватывание” истины. Надо отметить, что в процессе познания большую роль играет и вера в успех дела. Когда исследователь верит в успех, это придаёт ему силы и настойчивости. Познание всегда идёт в тесном взаимодействии с практикой. Конкретные потребности практики инициируют молодых людей на познание, исследование.
Известно, что потребности подвигали науку вперёд сильнее, чем дюжина университетов. Таким образом, практика является движущей силой познания. Но практика является и критерием истинности добытых знаний, она же является и конечной целью познания, так как знания только те ценны, которые можно применить на практике.
Для упрощения понимания процесса познания в нём условий, можно выделить две ступени.
Первая ступень представляет собой чувственное или эмпирическое познание (живое созерцание). Оно выражается в форме ощущения, в котором отражаются отдельные признаки и свойства объекта познания. В результате в человеческом мозгу рождается представление объекта исследования. Это представление и сохраняет наша память. Таким образом, без использования памяти познание мира невозможно (мы запоминаем снег, ветер, вещество, явление и т.д.). Но эмпирическое познание ограничено в своих возможностях, так как оно воспринимает только внешнюю сторону рассматриваемого объекта. Возможности органов чувств ограничивают пределы эмпирического познания.
Вторая ступень - это теоретическое познание, через абстрактное мышление. Это познание выражается понятиями, которые охватывают общие наиболее существенные признаки объекта познания [18,19, 29,30,42,49]. Абстрактное мышление позволяет человеку представлять множество объектов и событий, познавать вещи, которые он непосредственно не ощущает.
Теоретическое познание наиболее важно и эффективно, но процессу познания всегда присущи противоречия. А. Эйнштейн отмечал, что все интересные идеи в науке родились из-за конфликта между внешним миром и настойчивыми попытками людей понять и объяснить его.
Противоречия между сложившимися представлениями и выявленными новыми фактами также естественны для науки, как и для познания практики.
Основные знания, умения и навыки исследовательской работы, которыми должны обладать обучающиеся
Анализ материалов, предназначенных для оценки исследовательской деятельности школьников позволяет подчеркнуть, что при формировании конечных целей обучения необходимо исходить из условий, которые характерны для проведения международных конкурсов юных исследователей. Мы определяем достижения обучающихся по нескольким показателям: содержания /указанной темы или подтемы/; состава видов деятельности /интеллектуальных и практических умений/, проявления личных качеств /мотивации к более глубокому изучению предметов/, склонности к выбору профессии, связанной с направлением исследования в учреждениях дополнительного образования или на факультативах в школах.
При этом заранее составляются пары по содержанию знаний, усваиваемых в курсе, и требований к ожидаемой деятельности учащихся, выполнение которых является главной целью изучения данного курса.
1. СОДЕРЖАНИЕ ЗНАНИЙ
1.1. Знать, что называется объектом исследования.
1.2. Знать, что называется предметом исследования.
1.3. Знать, как выделить и сформулировать проблему исследования.
1.4. Знать, как поставить познавательную задачу.
1.5. Знать признаки формулировки темы исследования.
1.6. Знать чем отличаются цели и задачи исследования.
1.7. Знать, что такое концепция и ведущий замысел исследования.
1.8. Знать виды гипотез и способы формулировки гипотезы исследования.
1.9. Знать основные практические и элементарные теоретические методы проведения исследований.
1.10. Знать состав элементарных умений проведения эксперимента.
1.11. Знать различные виды моделирования объекта исследования.
1.12.Знать основные каналы получения информации /библиотеки, базы данных, Интернет и т.д./.
1.13. Знать, где можно найти исходные данные для проведения исследования.
1.14. Знать основные способы классификации информации, виды документов, а также их классификацию.
1.15. Различать понятия и термины.
1.16. Знать основные способы определения понятий и терминов.
2. ОЖИДАЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Уметь определить объект исследования.
2.2. Уметь выделить в объекте предмет исследования.
2.3. Уметь выделить и сформулировать проблему исследования.
2.4. Уметь ясно и кратко сформулировать тему исследования.
2.5. Уметь правильно определить цель и задачи исследования.
2.6.Уметь определить и сформулировать концепцию, ведущий замысел исследования.
2.7. Уметь определить и сформулировать гипотезу исследования.
2.8. Уметь построить идеальную или реальную модель исследования.
2.9. Уметь анализировать факты, идеи, события и т.д. обобщать /используя индукцию, дедукцию и рефлексию/ и делать выводы.
2.10. Уметь правильно применять методы исследования.
2.11. Уметь подобрать инструмент, аппаратуру, составить схему и провести небольшой эксперимент.
2.12. Уметь тщательно провести наблюдение и грамотно зафиксировать данные.
2.13. Уметь самостоятельно провести небольшое исследование.
2.14. Уметь самостоятельно создавать текст по результатам исследования.
2.15. Уметь подготовить и выступить с докладом по результатам исследования.
2.16. Уметь подготовить и правильно оформить отчет по результатам исследования.
|