Авторская учебная программа
«Основы безопасности жизнедеятельности»
(7 класс)
Тематический план
№ раздела и темы |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|
Раздел |
Тема |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
I |
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях |
3 |
|
1 |
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера |
|
3 |
II |
Чрезвычайные ситуации природного характера |
21 |
|
2 |
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения |
|
7 |
3 |
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения |
|
3 |
4 |
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения |
|
7 |
5 |
Чрезвычайные ситуации биологического происхождения |
|
4 |
III |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
11 |
|
6 |
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека |
|
7 |
7 |
Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия) |
|
4 |
|
Всего часов: |
35 |
Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности»
(7 класс)
Раздел I Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях
Тема 1 Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера
Различные природные явления и причины их возникновения.
Оболочка Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера. Географическая оболочка Земли, круговорот веществ и энергии в географической оболочке. Общая характеристика природных явлений. Природные явления геологического, метеорологического, гидрологического, биологического и космического происхождения, их характеристика, возникновение опасности для жизнедеятельности человека.
Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения.
Опасная ситуация, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, общие понятия и определения.
Чрезвычайные ситуации природного характера.
Раздел П Чрезвычайные ситуации природного характера
Тема 2 Чрезвычайные ситуации геологического происхождения
Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия.
Геологические процессы, происходящие в литосфере Земли, в результате которых возникают землетрясения.
Очаг, магнитуда, эпицентр, интенсивность землетрясения. Определение интенсивности землетрясения, возможные последствия землетрясения. Основные районы на территории России, где вероятность землетрясений велика.
Защита населения от последствий землетрясений.
Комплекс мероприятий, проводимых по защите населения от последствий землетрясений в рамках задач, решаемых РСЧС. Прогнозирование землетрясений;
определение наиболее сейсмоопасных районов на территории страны; разработка способов повышения устойчивости зданий и сооружений от воздействия сейсмических волн; организация оповещения населения; обучение населения правилам безопасного поведения в сейсмоопасных районах; организация аварийно-спасательных работ.
Правила безопасного поведения населения при землетрясении.
Общие меры безопасности для населения, проживающего в сейсмоопасных районах. Правила поведения во время землетрясения в различных ситуациях: если землетрясение застало вас дома, на улице, в школе и др.
Правила безопасного поведения после землетрясения.
Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле.
Вулканы, места их образования, причины извержения вулканов. Типы вулканов, действующие вулканы, дремлющие и потухшие.
Предвестники извержения вулканов.
Последствия извержения вулканов.
Образование лавовых потоков, вулканических грязевых потоков, выпадение твердых вулканических продуктов, образование палящей вулканической тучи, выделение вулканических газов.
Организация защиты населения от последствий извержения вулканов.
Оползни, причины их возникновения. Классификация оползней по занимаемой ими площади.
Последствия оползней. Организация защиты населения от последствий оползней.
Рекомендации населению по действиям при угрозе возникновения оползня.
Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия. Организация защиты населения от последствий обвалов и снежных лавин. Общие рекомендации населению по действиям при угрозе обвалов и схода снежных лавин.
Тема 3 Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. Циклоны, их строение, скорость перемещения; циклоны - причина возникновения ураганов и бурь.
Последствия ураганов и бурь; характеристика разрушительной силы ураганов и бурь. Шкала Бофорта, определяющая силу ветра и его воздействие на окружающую среду.
Мероприятия, проводимые в рамках задач, решаемых РСЧС, по защите населения от последствий ураганов и бурь.
Организация непрерывного наблюдения за состоянием атмосферы; прогноз возникновения циклонов, их перемещения и возможные последствия. Осуществление заблаговременных и оперативных мероприятий. Организация оповещения населения об угрозе ураганов и бурь. Рекомендации населению по правилам поведения при получении штормового предупреждения о приближении урагана (бури).
Смерч, основные понятия и определения. Характеристика смерча, разрушительная сила смерча и его возможные последствия. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время смерча.
Тема 4 Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения
Наводнения, виды наводнений и их причины.
Природные явления гидрологического происхождения, вызывающие наводнения.
Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья. Наводнения, формируемые за счет паводка. Наводнения, вызываемые заторами и зажорами в руслах рек. Наводнения, связанные с ветровыми нагонами воды.
Возможные последствия наводнений.
Основные мероприятия, проводимые по защите населения от последствий наводнений. Прогнозирование наводнений, строительство защитных сооружений, оповещение населения, организация эвакуации и спасательных работ, подготовка населения к действиям при угрозе и во время наводнения.
Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.
Сели и их характеристика, причины возникновения селей. Защита населения от селевых потоков. Рекомендации населению, проживающему в селеопасных районах.
Цунами. Общая характеристика цунами, причины их возникновения, возможные последствия. Организация защиты населения от последствий цунами. Подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, во время цунами и после него.
Тема 5 Чрезвычайные ситуации биологического происхождения
Лесные и торфяные пожары, виды пожаров, классификация лесных пожаров. Последствия лесных и торфяных пожаров для населения и окружающей среды.
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения от лесных пожаров.
Общие рекомендации по безопасному поведению при нахождении вблизи очага пожара в лесу.
Инфекционные болезни человека, причины их возникновения. Классификация инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому.
Эпидемия, ее характеристика, опасность для населения. Эпидемический процесс и факторы его определяющие.
Противоэпидемические мероприятия и защита населения.
Характеристика некоторых наиболее распространенных инфекционных заболеваний и их профилактика.
Комплекс мероприятий, проводимых для защиты населения от массовых инфекционных заболеваний. Правила личной гигиены для профилактики инфекционных заболеваний.
Инфекционные болезни животных и растений. Причина их возникновения, краткая характеристика.
Противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия.
Тема 6 Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека
Психологическая уравновешенность, ее значение в формировании системы здорового образа жизни и обеспечения личной безопасности. Качества, необходимые для повышения уровня психологической уравновешенности. Психологическая уравновешенность и умение завести друзей.
Общие понятия и определения стресса. Стресс и стадии развития общего адапционного синдрома. Влияние стресса на состояние здоровья человека. Содержание общих принципов борьбы со стрессом.
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.
Особенности развития организма человека в подростковом возрасте, физическое развитие, индивидуальные особенности внешнего облика человека, Различия в развитии мальчиков и девочек. Соблюдение правил личной гигиены в подростковом возрасте.
Особенности психического развития человека в подростковом возрасте.
Перестройка, происходящая в центральной нервной системе подростка и формирование личности человека. Формирование основных качеств взрослого человека.
Формирование личности подростка при его взаимодействии со взрослыми.
Значение правильного общения со взрослыми, особенно с родителями, для социального развития человека в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации, которые могут возникнуть при общении подростка с родителями и основные способы их разрешения. Умение слушать собеседника.
Формирование личности подростка при его взаимоотношениях со сверстниками. Рост потребности общения со сверстниками, пути достижения признания среди сверстников. Возможные конфликтные ситуации при общении со сверстниками, основные пути их разрешения. Личные качества, обеспечивающие более тесное общение со сверстниками.
Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.
Факторы, определяющие развитие взаимоотношений со сверстниками противоположного пола. Формирование социально значимых качеств для установления правильного взаимоотношения со сверстниками противоположного пола. Духовная и социальная зрелость и их значение в определении стиля своего поведения с лицами противоположного пола.
Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних.
Значение правового воспитания для социального развития подростка. Правонарушения, совершаемые подростками, и их основные причины. Уголовная ответственность несовершеннолетних, предусмотренная Уголовным кодексом РФ (УК РФ-1997 г.).
Тема 7 Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия)
Общие понятия и определения первой медицинской помощи, доврачебной помощи, первой врачебной помощи. Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи. Когда необходимо вызывать скорую помощь.
Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении.
Первая медицинская помощь при незначительных ранах.
Первая медицинская помощь при сильном кровотечении.
Оказание первой медицинской помощи при артериальном кровотечении.
Оказание первой медицинской помощи при венозном кровотечении.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах.
Транспортировка пострадавшего.
Поурочное планирование учебной программы
(7 класс)
№ разделов, тем и уроков |
Наименование разделов, тем и тем уроков |
Количество часов | ||
Раздел | Тема | Урок | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
I |
Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях |
3 |
|
|
1. |
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера |
|
3 |
|
1.1. |
Различные природные явления и причины их возникновения |
|
|
1 |
1.2. |
Общая характеристика природных явлений |
|
|
1 |
1.3. |
Опасные и чрезвычайные ситуации. Общие понятия и определения |
|
|
1 |
II |
Чрезвычайные ситуации природного характера |
21 |
|
|
2. |
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения |
|
7 |
|
2.1. |
Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия |
|
|
1 |
2.2. |
Защита населения от последствий землетрясений |
|
|
1 |
2.3. |
Правила безопасного поведения населения при землетрясении |
|
|
1 |
2.4. |
Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле |
|
|
1 |
2.5. |
Последствия извержения вулканов. Защита населения |
|
|
1 |
2.6. |
Оползни, их последствия, защита населения |
|
|
2 |
3. |
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения |
|
3 |
|
3.1. |
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия |
|
|
1 |
3.2. |
Защита населения от последствий ураганов и бурь |
|
|
1 |
3.3. |
Смерчи |
|
|
1 |
4. |
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения |
|
7 |
|
4.1. |
Наводнения. Виды наводнений и их причины. |
|
|
1 |
4.2. |
Защита населения от последствий наводнений |
|
|
1 |
4.3. |
Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений |
|
|
1 |
4.4. |
Сели и их последствия |
|
|
1 |
4.5. |
Защита населения от последствий селевых потоков |
|
|
1 |
4.6. |
Цунами и их характеристика |
|
|
1 |
4.7. |
Защита населения от цунами |
|
|
1 |
5. |
Чрезвычайные ситуации биологического происхождения |
|
4 |
|
5.1. |
Лесные и торфяные пожары и их характеристика |
|
|
1 |
5.2. |
Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения |
|
|
1 |
5.3. |
Эпидемии |
|
|
1 |
5.4. |
Эпизоотии и эпифитотии |
|
|
1 |
III |
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
11 |
|
|
6. |
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека |
|
7 |
|
6.1. |
Психологическая уравновешенность |
|
|
1 |
6.2. |
Стресс и его влияние на человека |
|
|
1 |
6.3. |
Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте |
|
|
1 |
6.4. |
Формирование личности подростка при его взаимоотношении со взрослыми |
|
|
1 |
6.5. |
Формирование личности при взаимоотношении со сверстниками |
|
|
1 |
6.6. |
Формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола |
|
|
11 |
6.7. |
Взаимоотношения подростка и общества. Ответственность несовершеннолетних |
|
|
1 |
7. |
Первая медицинская помощь и правила ее оказания (практические занятия) |
|
4 |
|
7.1. |
Общие правила оказания первой медицинской помощи |
|
|
1 |
7.2. |
Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении |
|
|
1 |
7.3. |
Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах |
|
|
1 |
7.4. |
Общие правила транспортировки пострадавшего |
|
|
1 |
|
Всего часов: |
35 |
|
|